16:57

На поиск воинских захоронений в Калининградской области неожиданно объявлен мораторий

  1. Новости

- Полуофициально это объясняется желанием калининградских властей разобраться с так называемыми «черными следопытами», - считает исполнительный директор ассоциации Александр Будаев. - Как-никак близится 65-летие Победы, и на этом фоне действия самодеятельных групп, не входящих ни в какие зарегистрированные объединения, в самом деле выглядят довольно двусмысленно. К тому же на уровне нашей области до сих пор нет закона, регламентирующего подобную деятельность. А федеральное законодательство этого настоятельно требует.

Из письма жителя города Пятигорска Ставропольского края Геннадия Каплина главе Багратионовского района Калининградской области Эдуарду Нескоромному:

«В течение нескольких лет я разыскиваю место захоронения моего дяди Каплина Андрея Ивановича, погибшего 2 марта 1945 года в Восточной Пруссии и похороненного в фольварке Грюнлинд. Неоднократно выезжал с этой целью в Калининградскую область. В августе 2008 года с помощью документов, полученных в Центральном архиве Минобороны, смог найти место его последнего боя и поляну, где находился фольварк. Тогда же оставил в ассоциации поисковых отрядов «Память» заявление с просьбой произвести поиск места захоронения моего родственника. Однако недавно узнал, что разрешение на начало поисковых работ администрацией Багратионовского района пока не дано. Обращаюсь с просьбой дать такое разрешение с тем, чтобы поиск мог быть начат по возможности быстрее».

Какого цвета бывают следопыты

Есть информация, что последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, стало обнаружение одной из групп поисковиков воинского захоронения под городом Светлый. Надо заметить, что руководству городов и районов области «эхо войны» в виде групповых и одиночных солдатских могил (а то и просто засыпанных землей останков) доставляет постоянные хлопоты. И в более благополучные времена с выделением средств на перезахоронение были проблемы, а теперь в условиях кризиса они еще более усугубились. Так что подобный мораторий на местах наверняка встретят с радостью. Впрочем, сами поисковики тоже не отрицают, что отдельные перегибы в изначально несомненно благородной деятельности имеются.

- С «черными следопытами» все понятно, - резюмирует председатель правления «Памяти» Михаил Некрасов. - Но не все ладно и с отдельными вроде бы организованными, но действующими по каким-то своим собственным планам отрядами. Да, они предъявляют найденные кости местным администрациям для захоронения. Но вот насчет найденных вместе с останками документов, наград, по которым можно было бы установить личности погибших, а также прочей сопутствующей таким обнаружениям «военки» спросить с них сложно.

Из обращения жителя села Дивное Ставропольского края Ивана Бабенко в ассоциацию «Память»:

«Убедительно прошу вас провести розыск мест захоронения моего брата Бабенко Ивана Яковлевича, погибшего в бою за берлинское шоссе 1 марта 1945 года. Главе администрации поселка Совхозный Багратионовского района Калининградской области мною направлена просьба разрешить вашей ассоциации произвести поисковые работы. Очень надеюсь на вашу помощь».

 

«В поля» - ни ногой

- Проблема действительно очень сложная, - продолжает Некрасов. - И мы позицию властей вполне понимаем. Тем более что регионального законодательного акта о ведении поисковых работ до сих пор не существует (хотя попытки принять такой закон несколько раз предпринимались). А значит, формально вся наша деятельность является незаконной. Ну, хорошо, к обнаруженным захоронениям поисковики теперь подступать не будут. Но как быть с теми останками солдат, которые находятся случайно - к примеру, вымываются дождем из земли? По всей видимости, в каждом таком случае потребуется специальное разрешение на работу с ними. Что до вопроса о том, сколько будет действовать мораторий, то, по-моему, это достаточно надолго. Сейчас мы ждем, когда ответственные лица нашего минкульта выйдут из отпуска, чтобы получить от них какие-то разъяснения. И, возможно, попытаться выработать согласованную тактику действий в ближайшее время.

Будучи в подавляющей своей массе людьми законопослушными, калининградские поисковики сегодня «в поля» - ни ногой.

- Но с документами и в архивах работать нам никто не запрещал, - утешают в том числе и сами себя они. - Поэтому будем продолжать делать все, что на данный момент возможно.

Из письма в ассоциацию поисковых отрядов «Память»:


«Большое вам спасибо за ответ по поводу моего дяди Демина Анатолия Яковлевича! Вы пишете, что он похоронен в бывшем местечке Йескайм. Очень надеюсь, что остались дядины личные вещи: письма, фотографии, документы. Подскажите, пожалуйста, куда можно обратиться по этому поводу? Еще раз огромное вам спасибо за вашу работу!»