Заместитель директора Калининградского историко-художественного музея и почётный член Института археологии Германии Анатолий Валуев в интервью "Бизнес ФМ — Калининград" рассказал о том, насколько велика вероятность находки сокровища и как его будут делить, если действительно найдут.
"Я тоже могу основываться только на информации, которая появляется в СМИ. Мы следим за ситуацией. Можно только предполагать, что там. Пишут, что в поезде могут быть фрагменты Янтарной комнаты. Этого нельзя исключать, ведь она могла находиться где угодно. Пока её не нашли, есть возможность изучать любые версии. Документальных подтверждений нет", — заявил Анатолий Валуев.
По его мнению, в составе поезда могут находиться и какие-то музейные ценности, которые перевозились.
"По поводу принадлежности клада могу сказать одно: сначала надо понять, что это за клад, а потом делать выводы, кому принадлежит. У каждого государства своё законодательство, которое регламентирует порядок вознаграждения нашедшему и принадлежность сокровища", — сказал специалист.
История вопроса
Два жителя небольшого польского города Валбжих сообщили, что обнаружили бронепоезд времён Второй мировой войны. По легенде поезд с золотыми слитками исчез в одном из подземных тоннелей, коих в годы Второй мировой войны нацисты построили между Вроцлавом и Валбжихом множество.
Адвокат мужчин, якобы нашедших сокровище, Ярослав Хмилевский назвал представленные ими доказательства "весьма достоверными". Он отметил, что его клиенты не уверены, идёт ли речь о знаменитом поезде с награбленным нацистами золотом, но и такую версию полностью не исключают.
Кладоискатели готовы назвать место, где обнаружили находку десятилетия, но за 10% от стоимости находки. Именно такую сумму они озвучили польским властям через своих адвокатов.
После того как польские власти озвучили приблизительное место обнаружения клада, к нему начали стекаться кладоискатели. Польские власти даже вынуждены были огородить территорию с "золотом нацистов" из-за кладоискателей, которые приезжают туда в поисках сокровищ. Как пишет портал Delfi со ссылкой на AP, вооружившись металлодетекторами, охотники за сокровищами начали прочёсывать местность. Между тем в этой зоне находятся до сих пор действующие железнодорожные пути.
Нижнесилезский воевода Томаш Смола заявил, что в настоящее время зону патрулирует полиция, а также городские и железнодорожные силы охраны правопорядка. Они блокируют доступ к этой местности, чтобы предупредить несчастные случаи на железной дороге. "Оцеплены несколько гектаров земли. Людей не пускают в прилегающий лес", — сообщил он.
Между тем Смола попросил военных исследовать место предполагаемого нахождения поезда при помощи оборудования, способного проникнуть глубоко под землю. До сих пор на месте не удалось обнаружить ничего, кроме ржавых кусков металла.
Заместитель министра культуры и национального наследия Пётр Жуховский уверен, что "золотой поезд" в конце Второй мировой войны вывез ценности из Вроцлава. Он отметил, что получены фотографии с георадара и другая информация, указывающая на существование бронепоезда, который "вероятно, вывез ценности из Вроцлава". Жуховский подчеркнул, что это дело, которое требует соблюдения процедур. "Соответствующие службы должны проанализировать, как достать этот поезд", — пояснил он.
Сотрудники замка Ксенж, в районе которого якобы и был обнаружен поезд, не исключают, что в секретных тоннелях под городом Валбжих было спрятано несколько гитлеровских бронепоездов,. В каком из них находится золото Третьего рейха, ещё предстоит узнать. Об этом пишет РИА "Новости" со ссылкой на The Telegraph.
"В 1945 году в город вошли три поезда, которые затем исчезли. Золото может находиться не в обнаруженном поезде, а в одном из других, спрятанных в более надёжном месте", — рассказала директор замка Ксенж по культурным вопросам Магдалена Вох.
Экскурсовод Лукаш Казек отметил, что на данный момент обнаружена лишь треть тоннелей, построенных нацистами во время Второй мировой войны.
Серьёзные споры разгорелись и среди юристов и представителей власти, которые начали делить клад. Они активно обсуждают, кому достанется найденное сокровище.
Как пишет РИА "Новости", претендующих на клад времён Третьего рейха оказалось предостаточно. Заместитель министра культуры Польши Пётр Жуховский заявил, что ценности перейдут во владение государственной казны, если не появятся законные претенденты.
Однако если информация о сокровищах подтвердится, то основным претендентом может стать Россия как правопреемница СССР — страны, с территории которой могли быть вывезены сокровища. Впрочем, пока Россия о своих претензиях на официальном уровне не заявляла.
Претендуют на сокровища и во Всемирном еврейском конгрессе. Его глава Роберт Зингер считает, что золото может принадлежать уничтоженным нацистами евреям, а потому "должно быть передано их наследникам".
Юрист Михаил Йоффе заявил, что если в Польше действительно найден поезд времён Третьего рейха с золотом, то права на имущество принадлежат странам — участницам антигитлеровской коалиции. По словам юриста и правозащитника Михаила Йоффе, кладоискатели в данном случае не могут рассчитывать на вознаграждение.
"Можно предположить, что, действительно, в этом поезде находится имущество, награбленное нацистами во время Второй мировой войны, размер и количество которого может колебаться. Своего груза у нацистов — материальных ценностей, вывозимых вглубь Германии, — конечно, не было. Речь идёт именно о награбленном имуществе, в том числе о золоте и, возможно, о предметах искусства. Но это не клад. Поэтому юридических прав на него у людей, которые предположительно нашли этот груз и претендуют на какой-то материальный стимул, нет. Это груз, связанный с преступлениями нацистов. Для него существует иной правовой порядок разбирательства", — сказал Михаил Йоффе в эфире радио Sputnik.
По его словам, такого рода имущество должно быть доступно странам — участницам антигитлеровской коалиции. В том числе и представители России должны принимать участие в установлении принадлежности того груза, который будет обнаружен, если этот поезд будет извлечён. Если это имущество вывезено с территории, в том числе Советского Союза, то данный груз по нормам международного права должен быть передан российской стороне.