12:36

Пять лет с запрокинутой головой

  1. Новости

Из-под кисти этого сурового, нелюдимого, острого на язык человека рождались прекрасные лики и тела, Господь мощным движением посылал на небо Луну и Солнце, сивилла перелистывала свою книгу предсказаний, могучий Адам с чистыми детскими глазами протягивал руку навстречу Отцу…
Так рождалось невиданное чудо. Так Микеланджело расписывал плафон Сикстинской капеллы.
Будучи величайшим скульптором, удивившим Италию своим «Давидом» и «Пьетой», он с неохотой взялся за роспись, понимая, что это «не его». Однако работа, длившаяся почти 5 лет, поглотила мастера полностью. В Сикстинской капелле он сумел синтезировать достижения архитектуры, живописи и скульптуры. Пройдет четверть века - и Микеланджело вновь вернется сюда, чтобы написать фреску «Страшный суд», в которой остро и страшно выразит свою тоску и свое одиночество. В нашем альбоме вы увидите, наверное, один из самых жутких автопортретов во всей истории мировой живописи. Это Микеланджело времен «Страшного суда»...
А еще великий художник и скульптор писал стихи, всего около 200, ни один из них не был издан при его жизни. Любимые стихотворные формы Микеланджело - мадригал и сонет. Он размышлял о любви, об одиночестве человека, об искусстве и смысле жизни. Мастер старел и все чаще обращался к теме смерти:
Внуши мне ярость к миру, к суете,
Чтоб, недоступен зовам, прежде милым,
Я в смертном часе вечной жизни ждал…

Создатель прекрасных образов, восхищающих мощной энергетикой, внутренней силой, красотой и гармоничностью, считал, что человек должен не наслаждаться жизнь, а размышлять о смертном часе: «Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Он должен думать о смерти! Ибо лишь эта мысль ведет нас к самопознанию, заставляет верить в свою крепость и оберегает нас от того, чтобы родственники, друзья и сильные мира сего не растерзали бы нас на куски со всеми нашими пороками и желаниями, разуверяющими человека в самом себе». Так писал Микеланджело.
В его жизни была лишь одна по-настоящему сильная страсть, и то платоническая – Виттория Колонна. «Как ты прекрасна, и как жизнь тяжка мне, и как я мудр, что полюбил тебя», – признавался мастер, повстречавший 47-летнюю поэтессу, когда ему самому было 62. Философские беседы и переписка с Витторией оказали огромное влияние на мировоззрение Микеланджело и тематику его работ. Увы, гениальному художнику суждено было пережить любимую. Он до последнего вздоха был рядом и, прощаясь навек, поцеловал руку умершей Виттории, не смея прикоснуться даже к ее лбу…