Несколько дней назад в Калининграде получили страховые выплаты пассажиры автобуса, который в августе 2014 года упал с обрыва в болото на ул. Киевской. Страховая компания выплатила в общей сложности 1,2 млн рублей 18 пострадавшим. Предприятие "ПАП" отделалось штрафом в 40 тысяч рублей.
Подобное ДТП, правда, с более серьезными последствиями, произошло в Калининграде в далеком 1983 году. Тогда пострадавшие пассажиры выплат никаких не получили, но виновнику аварии дали реальный срок.
Лобовой удар
Летом 1983 года весь Калининград был потрясен сенсационным сообщением – в озере Пелавском утонул пассажирский автобус, потерявший управление после ДТП. Массовых жертв удалось избежать только чудом: пассажиров вытащили калининградцы, отдыхавшие на здешнем пляже. События того дня описывает газета "Калининградская правда", которая вышла с материалом о ДТП спустя неделю после случившегося.
1 июля водитель автобуса, принадлежавший автоколонне №1115, Виталий Маслак вел битком набитый рейсовый ЛИАЗ из Светлого. Оставалось пройти последний участок до Калининграда – подъезжали к озеру Пелавское. Водитель автобуса увидел двигающийся навстречу грузовой МАЗ, который в последний момент притормозил и прижался к обочине. Когда автобус поравнялся с грузовиком, из-за кузова МАЗа выскочил другой грузовик – ГАЗ-52 и с размаха, всей тяжестью, врезался в кабину автобуса.
Удар был настолько сильным, что заклинило руль, и машина стала неуправляемой. Автобус тянуло прямо к озеру, на берегу которого отдыхали десятки людей. Его не остановило и дерево, которое оказалось на пути – его вырвало с корнем.
"Автобус будто сопротивлялся, но колеса катились, несли, и, переваливаясь, подпрыгивая, он неудержимо сказывался вниз, к озеру. Фонтаном взметнулись брызги", – писала "Калининградка".
Не успели спасти ребенка
Автобус за считанные секунды почти полностью ушел под воду – на глубину трех метров. Как рассказывали очевидцы, люди даже не успели понять, что произошло. Водитель умудрился в последний момент нажать на кнопку открытия дверей, в результате чего первые пассажиры смогли покинуть автобус достаточно быстро. Другие начали выбивать стекла и выбираться, кто как мог. Спасать людей бросились несколько пассажиров-мужчин и водитель, а также очевидцы происшествия.
"Из рук в руки передавали они людей по цепочке – на берег, где их подхватывали десятки других, где уже начали работать бригады медиков двух "Скорых", где стояли водители многих личных машин, чтобы выполнить любую команду…", – писала журналистка Жанна Азарова.
Спасителей тогда никто не запомнил и не записал их данных. Пассажиры отметили, что был один фронтовик, трое молодых ребят, ныряя, вытаскивали пострадавших одного за другим. Помог организовать процесс один из пассажиров –милиционер. Водитель автобуса, несмотря на травму ноги, ни на минуту не останавливался, спасая людей.
К несчастью, не обошлось без жертв. Погибла семилетняя девочка, которую не удалось быстро обнаружить в затопленной машине, и женщина, скончавшаяся уже на берегу. Еще два человека получили травмы и были доставлены в больницу.
Как рассказали Клопс.Ru бывшие сотрудники автоколонны, автобус больше никогда не перевозил пассажиров. Он стоял в автопарке, напоминая о событиях того июльского дня.
Виновником аварии был признан водитель грузовика ГАЗ-52. За рулем был начальник калининградского прорабского участка строительного треста Михаил Алхимченко. Как позже выяснилось, водительские права он получил за несколько дней до ДТП и знал, что у грузовика были неисправны тормоза. И все-таки пошел на обгон…
После аварии Алхимченко не стал спасать пассажиров, а стоял в стороне. "Был в шоке", – скажет он потом. По рассказам очевидцев, Михаил Алхимченко получил срок за это ДТП.
Клопс.Ru ищет свидетелей той аварии. Возможно, откликнутся ребята, спасавшие тогда людей, и спустя 32 года мы сможем сказать им спасибо за этот поступок.