Новости
22.12.2015
17:45

Падающие лифты и холод в доме: куда калининградцам жаловаться на коммунальщиков

Если ваша управляющая компания (УК) забыла подготовить дом к отопительному сезону, не вывозит мусор, в квартирах холодно, в лифте грязно, есть смысл пожаловаться. "Клопс.Ru" выяснил, куда направить свое недовольство.

Отзыв лицензии не пугает

Сегодня на калининградском рынке работают 173 лицензированные управляющие компании. Они обслуживают 15 тысяч многоквартирных домов. И лишиться лицензии сегодня компании проще простого. Достаточно дважды не выполнить предписание по какому-либо дому. Однако это не всех пугает. Иначе как объяснить, что порой УК работают, мягко говоря, спустя рукава?
 
В Гусеве, например, директор компании самовольно отключил от общей системы теплоснабжения несколько квартир жилого дома. К делу пришлось привлекать прокуратуру. А в Калининграде из-за бездействия УК, в доме на ул. Эпроновской с 13-го этажа упал лифт. Правда, как выяснилось позже, упал он лишь на 20 см, люди зайти туда не успели. Но интересно другое: УК давно была лишена лицензии, но отказалась передавать дом новой компании. При этом счета за содержание дома она продолжает выставлять. За лифт, например, по 700 рублей ежемесячно.

Хочу пожаловаться

Как именно нужно содержать жилищный фонд, четко указано в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда. Здесь по пунктам расписано, как нужно убирать подъезды, придомовые территории, указаны сроки, когда должен проводиться ремонт. Однако, следует обратить внимание, что этот документ писался еще до вступления в силу Жилищного кодекса, поэтому он, скорее, носит информационный характер, описывает, что именно и в каком объеме должен получать Ваш дом. Зато минимальный перечень работ и услуг, которые Вам должна предложить УК, утверждены постановлением Правительства РФ №290. Они носят характер безусловного требования. И если вы утвердили перечень, а УК согласилась с ценой за эту работу, но не исполняет своих обязательств — можно и нужно жаловаться.

Куда и как? С чего начать?

— Начать нужно с договора управления, — говорит руководитель рабочей группы по ЖКХ Общественной палаты Калининградской области Ольга Аринцева, — там написаны взаимные обещания сторон. И если вы честно выполняете свое обещание — своевременно и полностью оплачиваете работу управляющей компании, самое время предъявить ей… Нет, не жалобу! А самую настоящую претензию. Претензия должна содержать указание на то, что было заявлено в договоре и что оказалось на самом деле.
 
Можно ли выставлять претензию, если, например, у вас протекает крыша или грязь в подъезде? Можно. Если крыша подлежит текущему ремонту, вы уже его одобрили решением общего собрания, приняли решение о том, сколько и кто будет "скидываться" на ремонт участка крыши, а ремонта не видно и в помине. А вот грязь в подъезде — следствие двух составляющих: с одно стороны она из-за того, что её не убирают, с другой — что сорят. Так вот, если уборщица есть в договоре, когда она должна убирать — понятно, но уборку никто не делает — это основание для претензии. А если уборку сделали, но ваши соседи тут же снова насорили, накидали окурков, рассыпали мусор, разлили пиво или молоко, сами понимаете, претензии не к уборщице, а к этим самым соседям.
 
Важно помнить, что от претензии у вас должен остаться "след". Поэтому, если пишете претензию не в электронном виде (а это можно!), а на бумаге, обязательно получите на копии отметку о принятии претензии и входящий номер.

Что делать, если нет результата?

Жаловаться, что же еще. Во-первых, есть специальный орган государственного жилищного надзора — Государственная жилищная инспекция, которая обязана реагировать по заявлениям о нарушениях жилищных требований. Кстати, именно после двух невыполненных предписаний ГЖИ по решению суда может быть отозвана лицензия УК.
 
Во-вторых, если в доме есть муниципальные квартиры, жалуйтесь в отдел жилищного контроля в вашем муниципалитете — они обязаны отреагировать.
 
В третьих, жалуйтесь "своим", то есть таким же как вы, собственникам, имеющим право вмешаться в проблемы вашего дома. Статья 20 ЖК РФ совершенно законно устанавливает понятие Общественного жилищного контроля (ОЖК). Существует целая национальная сеть ОЖК с центром в Москве. От Калининградской области в неё входит Региональный центр общественного контроля "Балтийский Жилищный Союз". Его подразделения есть уже в нескольких муниципалитетах области.
 
Кроме этих "жилищных" жалобных органов, можно жаловаться и в Роспотребнадзор. Но тут нужно понимать, что жалоба должна очень точно формулировать, где именно нарушены Ваши права потребителя в соответствии с законом "О защите прав потребителей". Лучше, если такую жалобу составит специалист.
 
Следующие инстанции — прокуратура и суд. Сюда имеет смысл обращаться, если вы подозреваете вашу УК в мошенничестве, нецелевых тратах, а надзорные органы — в бездействии. В суд стоит обратиться, если речь идет о каком-либо материальном возмещении. Например, на ваш автомобиль упало не спиленное по вине УК дерево.

Отдельный вопрос — использование Ваших средств за оплату коммунальных ресурсов. Все знают, что если мы платим за электричество или воду в УК, она обязана перечислить эти деньги соответствующему поставщику. Опустим рассуждения об экономической логике самой этой модели, конечно, лучше бы платить напрямую тому, кто поставляет, но… Закон есть закон. Примеров, когда УК не перечисляет деньги в полном объеме, много. Если люди не платят, у УК формируется долг, и она разоряется. Ничего хорошего в этом нет и для собственников — дом всё равно нуждается в обслуживании. Приходится искать или новую компанию, или создавать свое ТСЖ. Случай такого "неполного платежа" относительно недавно имел место, например, в Черняховске. Поставщик электроэнергии недополучил 7 млн. рублей. Аналогичная ситуация, только уже в размере 9 млн., случилась в Калининграде Поставщик электроэнергии своих денег так и не увидел

Еще варианты

Если вам кажется, что вам неправильно начислили тариф за воду, свет или тепло, есть смысл обратиться в Службу по тарифам. По вопросам капитального ремонта — звоните региональному оператору по капремонту.
 
Эффективно и обращение в Ассоциацию управляющих компаний, если ваша УК в таковой  состоит. Сегодня многие компании объединяются в саморегулируемые организации, которые защищают их интересы. Однако они же регулируют и отношения с собственниками жилья, говорит исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций ЖКХ Калининградской области "Альянс" Амаль Самерханова.
 
— Обращение к нам — это хороший, конструктивный шаг достучаться до управляющей компании. Обычно они реагируют незамедлительно, а ассоциация часто встает на сторону собственников жилья, — отмечает Самерханова. — По сути, у нас есть кодекс этики, он регулирует не только взаимодействие между управляющими компаниями, но с потребителями услуг, ради которых компании работают на рынке. И очень важно, что, если человек не достучался до компании, то он не стал эту ситуацию накручивать, делать из нее конфликт. Он позвонил нам, а мы предупредили УК, и конфликт был разрешен.

По словам Самерхановой, жители обращаются в ассоциацию, если возникают неразрешимые проблемы с компанией.
 
— Люди находят наш сайт, звонят. Естественно, они одновременно направляют жалобы в жилищную инспекцию, — отмечает эксперт. — Летом нам пожаловались на отсутствие горячей воды. Люди не хотели платить за некачественную услугу. Они обращались в управляющую компанию, но так как звонки были шквальные, диспетчер просто перестала поднимать трубку. Мы приняли меры, ситуация была решена.
 
Узнать, состоит ли ваша УК в какой-либо ассоциации, можно на сайте "Реформа ЖКХ". А в ближайшее время вся информация о домах и всех УК будет доступна в единой государственной информационной системе ГИС ЖКХ. Сегодня она работает в пилотном режиме, но уже сейчас можно создать свой "Личный кабинет".
 
Стоит помнить: если УК категорически не устраивает, можно уйти к новой или вообще создать в отдельно взятом многоквартирном доме товарищество собственников жилья. На территории области сегодня действует более тысячи ТСЖ и ЖСК. Так что если вы всерьез заинтересовались проблемами управления своим домом, хотите знать, куда тратят ваши деньги, знать, как "отбить" свои кровные, если Вам не оказали услугу, записывайтесь на курсы повышения финансовой грамотности в ЖКХ по телефону "горячей линии" 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru
 
 
Материал подготовлен в рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".

Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39, +7(4012) 988-233 или на сайте fingram39.ru