Источник из числа официальных автомобильных дилеров рассказал обозревателю «Королевских ворот», что некоторые чиновники сегодня не платят даже транспортный налог. И не потому, что автомобили казенные. Они покупают их в личное пользование, но существуют списки, которые не отправляют в налоговую инспекцию. Такая же история вполне может произойти и с налогом на роскошь.
Первая попытка рассмотрения закона о налоге на роскошь предпринималась четыре года назад, вторая - в 2010 году. На недавней встрече с Российским Союзом промышленников и предпринимателей Владимир Путин снова вернулся к возможному введению налога на роскошь после выборов, оговорившись, что она не заденет средний класс. А глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина уточнила, что пока речь идет о дорогой недвижимости и автомобилях. Ранее говорилось, что к 2013-му соответствующие службы намерены подготовить кадастры и базы данных, тогда законопроект может поступить на рассмотрение в Госдуму.
Понятие «роскоши» определено законопроектом вполне четко. Чересчур - это когда стоимость недвижимости или земли превышает 15 млн рублей; автомобили, самолеты, яхты и все, что движется, стоит дороже 2 млн рублей; ювелирные украшения, драгметаллы и камни, а также произведения живописи и скульптуры - свыше 300 тысяч рублей. Меха, часы, элитные лошади и собаки, старинные книги, иконы и прочий антиквариат не вошли в перечень предметов роскоши. Хотя в интернете идут разговоры об абсурдном включении в список ковров, икры и… шоколада!
Есть варианты
Одним из вариантов, обсуждаемых в российском правительстве, стал частичный возврат к списку подакцизных товаров, существовавшему в 1991-2001 годах: помимо алкоголя, табака, авто- и мототехники, горюче-смазочных материалов, в него входили ювелирные изделия, автомобильные шины, одежда из кожи и меха, ковры, высококачественный фарфор и хрусталь, деликатесные морепродукты и даже вышеупомянутые икра и шоколад. Однако многие из этих товаров уже давно превратились в объекты повседневного спроса.
Другое мнение состоит в том, что пересмотр ставки НДФЛ лучше налога на роскошь: необходимо снизить ставку подоходного налога для социально незащищенных слоев населения и повысить для тех, у кого большие доходы. А для обладателей дорогостоящего имущества - увеличить ставку налога на имущество. Тогда не нужно вводить специальный налог и нести дополнительные расходы на администрирование.
Общий месседж налога на роскошь понятен - богатые больше потребляют, могут позволить себе иметь больше имущественных благ, а значит, должны больше отдавать обществу. Грань между налогом на роскошь и прогрессивным подоходным налогом очень тонкая. В Германии, например, сегодня подоходный налог достигает 46 %, в Швеции - 56 % от дохода. В России плоская шкала налогообложения доходов физлиц не учитывает уровень доходов гражданина - все платят одинаково 13 %. Значит, имущественное налогообложение - некая компенсация этой плоской шкалы.
- Элементы прогрессивного налогообложения в части имущества в России существуют, и, прежде всего, надо рассматривать возможности действующего законодательства, не придумывая новый закон. Например, скорректировать те нормы, которые уже существуют в Налоговом кодексе - транспортный налог, налог на имущество физлиц, если речь идет о недвижимости, — рассуждает министр финансов правительства Калининградской области Виктор Порембский. - Транспортный налог является прогрессивным, так как рассчитывается в привязке к мощности, а значит - стоимости автомобиля. Может быть, надо усилить эту привязку, исходя из того, что есть эксклюзивные автомобили, мощность которых не в полной мере отражает их цену. Все время откладывается принятие закона о налоге на недвижимость. Там за основу принимается кадастровая стоимость объекта, и, естественно, чем она выше, тем больше налоговая нагрузка.
Потратим больше, чем соберем
Вопрос об эффективности налога на роскошь и сложностях его администрирования, пожалуй, пока самый неопределенный. Получить головную боль и копейки в бюджет - такая перспектива не нравится никому. Виктор Порембский считает, что инициаторы проекта обязаны, выходя с такой инициативой, подготовить финансово-экономическое обоснование: насколько целесообразно вводить налог на роскошь с точки зрения затрат на администрирование и дополнительных доходов, которые поступят в бюджет.
Во всех европейских странах, где налоги на роскошь когда-либо существовали, они отменены. Французы собирали несколько сотен миллионов евро в год, а теряли миллиарды. В Швеции годовые сборы налога на роскошь составляли порядка 500 млн евро (в переводе с крон), при этом затраты на его сбор превысили 50 миллиардов евро. Такая дыра появилась за счет «налоговых беженцев», регистрирующих собственность за границей. Для большинства состоятельных шведов даже в Великобритании налоговый рай. Они держат свой бизнес там, а также в Германии, Бельгии, Голландии, Дании. Французы перебежали в Бельгию и зарегистрировали там яхты и движимое имущество.
После отмены налога на роскошь в 2007 году в Швеции стали применять лишь акцизы на ювелирные изделия.
- Налог на роскошь — пожарная мера, когда нет времени и желания проводить реформы, а деньги нужны срочно, - полагает генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Дыханов-консалтинг» Георгий Дыханов. - Это рецепт от бессилия системы, он всегда служил катализатором для того, чтобы провести более глубокие налоговые реформы.
Убежать от налога на роскошь
Калининград, конечно, не Евросоюз, и отсюда в соседнюю страну не убежишь. Тем не менее мы находимся в более привилегированном положении, чем остальные россияне.
- Калининградские владельцы яхт могут зарегистрировать их где угодно! - предполагает Дыханов. - Некоторые из наших земляков имеют двойное гражданство, могут поставить свой автомобиль на учет в Литве и ездить на литовских номерах.
Наш источник из числа официальных дилеров рассказал, что некоторые чиновники не платят транспортный налог. И не потому, что автомобили покупаются и регистрируются на организацию. Они покупают автомобили в личное пользование, но есть определенные списки в ГАИ, которые не отправляются в налоговую инспекцию для начисления транспортного налога. Такая же история вполне может произойти и с налогом на роскошь.
Что же касается ювелирных изделий, то, в отличие от западных стран, где они продаются на аукционах, в нашей стране этот рынок информационно непрозрачный. Налоговики просто не смогут составить базу данных владельцев предметов роскоши. В конце концов, украшение можно купить за границей и вообще никому не отчитываться об этом. А налоговый инспектор вряд ли будет бегать за богатыми людьми по тусовкам и прицениваться к их украшениям с бриллиантами.
- Маловероятно, что ювелирные изделия попадут под налог на роскошь, - убежден Виктор Порембский. - Попробуйте определить их базовые показатели! А вот произведения искусства - теоретически возможно, если говорить о тех, что на учете и в каталогах.
Если уж вводить налог на роскошь, то он должен рассчитываться не по стоимости предмета роскоши. В этом мнении сходятся все эксперты.
- Налог на роскошь никогда не рассчитывался с рыночной стоимости. Это глупость несусветная. Во всех странах он вводился с натуральных показателей, - объясняет Дыханов. - Если на Западе механизмы определения рыночной стоимости давно устоялись и есть авторитетные институты, которые достаточно точно ее определяют, то у нас при слове «оценка» хочется схватиться за голову. На одно и то же дело в судебной практике может быть пять разных оценщиков, и в процессе половина из них отказывается от своих оценок, как только «запахнет жареным». Кроме того, если в Швеции, где до 2007 года налог на роскошь существовал, его ставка составляла 1,8 %, то в российском законопроекте заложено от 1 % до 5 % стоимости.
Если от налога на роскошь можно уйти, значит, однокомнатная квартира в центре города и особняк за городом могут волшебным образом сравняться в своей рыночной стоимости. Квартира в районе парка Калинина, доставшаяся от родителей, по стоимости становится предметом роскоши. Автомобиль за 2 млн рублей тоже совершенно не редкость. Хотя закрадывается мысль: может, налог на роскошные авто от 2 млн рублей - это косвенная поддержка «Лады-Калины»? Впрочем, под налогообложение может попасть и дедовская «Победа» 1956 года, которая, как раритет, стоит те же 2 млн.
«Натуральный» налог на роскошь - это когда, например, стоимость автомобиля уходит на второй план. А на первый выходит мощность двигателя или эксклюзивность модели. И не надо называть марки автомобилей и стоимость, все знают, что Porsche - это 300 «лошадей».
- Многие страны перешли с глупого, убивающего экономику налога на роскошь, приводящего к дивестиции, - когда имущество выводится из страны, — к мягкой форме экологического сбора за сверхмощный двигатель, - приводит примеры Дыханов. - Если говорить про яхты, то в Италии прогрессивный налог применяется к яхтам длиной более 100 метров. Натуральным показателем в недвижимости могут быть метры, или второе жилье, или если больше 100 метров на человека…
Следующий вопрос: в какой бюджет поступят роскошные сборы?
- Логично, чтобы эти доходы поступали в бюджет, как минимум, субъекта РФ, - убежден министр Порембский. - Ведь доходы от налогов с физлиц должны быть привязаны к услугам либо к бюджетным затратам на создание условий для комфортной жизни гражданина. Поэтому все, что поступает в виде налогов от физлиц, должно оставаться на территории: подоходный, транспортный, земельный налог, налог на имущество, а в будущем - налог на недвижимость и на роскошь.
- На местном уровне, где все свои и сложно кого-то обидеть, можно смягчить налоговую нагрузку, - рассуждает Георгий Дыханов. - Если налог на роскошь передать в местные бюджеты, сразу возникнут региональные отличия: Владивосток заявит, что для них внедорожник за 2 млн рублей не роскошь, а жизненная необходимость, ведь дорог нет, и нужен полный привод. Начнутся подходы к губернаторам, те побегут с челобитными в Москву: «Яхта для нас не роскошь, мы с нее рыбу ловим, иначе с голоду помрем!» Начнутся послабления, а посему в сегодняшней ситуации налог на роскошь лучше платить в федеральный бюджет.
Что говорят продавцы роскоши
Повлияет ли введение налога на роскошь на региональный рынок недвижимости?
Олег Перевалов, генеральный директор компании «Клипер-Недвижимость»:
- Сегодня налог на роскошь не сильно повлияет на региональный рынок недвижимости. 15 млн рублей и выше — это уже дома, причем очень неплохие. «Бюджетные» дома стоят как раз до 15 млн. Квартир по такой цене на рынке почти нет. Те, кто хочет иметь дом от 15 млн и дороже, будут понимать, что им придется платить еще и налог на роскошь. Теоретически может упасть цена на дома, которые по стоимости находятся как раз на границе: если дом выставлен на продажу за 15 миллионов, продавец может снизить стоимость до 14,5 млн, чтобы у покупателя было небольшое преимущество непопадания под налог на роскошь. Но если дом стоит 20 млн, не думаю, что продавец «подвинется» до 14 млн. Земельные участки: если они расположены на ул. Кутузова или ул. Тельмана, то они могут попасть в категорию роскошных. Остальные, даже самые дорогие участки, стоят до 10 миллионов рублей. Думаю, те, кто имеет такую недвижимость, не будут из-за налога на роскошь срочно от нее избавляться. Они могут себе позволить как эксплуатационные расходы, так и налог. А на решение тех, кто не имеет такой недвижимости, но готов ее приобрести, я уверен, новый законопроект не повлияет.
Повлияет ли введение налога на роскошь на рынок автомобилей люкс класса?
Константин Ковалевский, генеральный директор официального дилера BMW — «БалтАвтоТрейд Лтд.»:
- Автомобили стоимостью от 2 млн рублей встречаются нередко. Но для людей, которые их покупают, я вижу два пути: либо они будут готовы платить налог на роскошь, либо пойдут на какие-то ухищрения, связанные с тем, чтобы не показывать истинную цену государству. Ведь у нас строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Найдутся лазейки. Видимо, дилерам тоже придется идти на уступки. Скорее всего, мы будем дарить не зимние покрышки, а налог на роскошь. Но на самом деле я не думаю, что этот налог будет введен.