14:52

Клемешев: Филиализация скомпрометировала высшее образование

  1. Новости

Во время последнего сентябрьского визита в Калининград президент России Дмитрий Медведев в числе прочих вопросов обсудил с губернатором области и создание в регионе мощной образовательной структуры — федерального университета. Это автономное учреждение, финансируемое в виде госсубсидий и способное создавать малые предприятия, самостоятельно расходовать средства — как государственные, так и заработанные вузом. Федеральные университеты могут преподавать по собственным образовательным программам, устанавливать свои требования к студентам. Сейчас в стране два таких университета: Сибирский (Красноярск) и Южный (Ростов-на-Дону). Подобные вузы должны появиться в каждом регионе.

 

Конкуренция среди вузов вырастет

 - Президент одобрил идею, какие шаги последуют дальше?
 - Процесс принятия решения сложный, многоэтапный, и прежде всего надо разработать концепцию федерального университета - сейчас для этого создана рабочая группа во главе с губернатором Георгием Боосом. В нашем Северо-Западном регионе речь идет о создании сразу двух федеральных университетов, один из которых, вероятно, разместится в Калининграде. И ему уделяется особая роль: университет станет площадкой для диалога высшего образования России и объединенной Европы, будет привлекать студентов, аспирантов и преподавателей. РГУ им. И. Канта уже сейчас работает по этим направлениям: нашими партнерами являются вузы Европы и России, идет взаимодействие — приезжают преподаватели, наши студенты ездят на стажировки. Но Федеральный университет позволит вывести это на другой уровень. Для этого нужна мощная инфраструктура: общежития, жилье для преподавателей и аспирантов.

Важной целью федерального вуза будет продвижение русского языка и культуры за рубежом. Наш вуз сделал традицией проведении диктанта по русскому языку в Польше, губернатор выделил премию для иностранных студентов, аспирантов за изучение русского языка и культуры — она будет выражаться в грантах на учебу или стажировку в РГУ им. И. Канта.
Ну и, наконец, Калининград — интересная площадка для продвижения современных технологий и развития науки. Создание здесь современного технопарка сможет объединить на базе университета ученых разных стран. Сейчас наш вуз уже готов приступить к началу строительства еще не технопарка, но инновационного парка, в который войдет информационно-библиотечный центр, лабораторный корпус со всем новейшим оборудованием и демонстрационный центр (как говорит опыт, бизнесу нужно показать возможности оборудования — к сожалению, самостоятельно он не в состоянии пока сформулировать потребности и задачи, которые мы, с помощью кадров и техники, могли бы для бизнеса решить).

-  Два существующих федеральных университета возникли на слиянии крупных вузов региона. Какой путь есть у нас?
 - Рособразованию в регионе относится РГУ им. И. Канта и два колледжа. Другие два крупных госвуза - вотчина Федерального агентства по рыболовству. Но путей формирования университета много, и какой будет избран — решение федерального порядка.

- При появлении такого крупного учебного учреждения, что будет с коммерческими вузами и филиалами?
 - Будет расти здоровая конкуренция. На мой взгляд, филиализация, которая произошла в стране — дикость. Не секрет, что в некоторых вузах идет продажа дипломов, обучение носит формальный характер — нет преподавателей, материально-технической базы. Я больше 10 лет работаю ректором и поверьте, даже имея большой запас прочности, вузу сложно открыть филиалы - это огромные вложения. А в съемных аудиториях и с библиотекой из 100 книг качество дать невозможно. Страшно и то, что московские и питерские вузы часто совсем не заботятся о своей репутации в регионах, важно только отношение в своем городе. Но проблема разрешится: сложная финансовая и демографическая ситуация поставит все на свои места. Но вот имидж высшего образования филиализацией мы подорвали и в России, и за рубежом. И опять же одна из задач федерального университета — поднять планку.

Прием в вузы завершат раньше

 - Во всем мире студенты много путешествуют, кочуют из вуза в вуз. Почему у нас нет такой мобильности?
 - Прежде всего недостаток финансов и жилья. Традиционно слабая языковая подготовка и отсутствие соответствующих программ. Так, в Европе существует программа обмена студентов и молодых ученых «Эрасмус Мундус» - РГУ в нее вошло, к нам уже приезжали итальянские студенты, калининградцы отправились в Грецию. Но у нас нет и внутренней мобильности по стране. А ведь и студентам, и преподавателям нельзя вариться в собственном соку.
 - Осенью окончательно определятся правила приема в вузы на следующий год...
 - Уже можно говорить о том, что количество волн уменьшится до двух, прием завершим в начале августа. Скорее всего, как и в прошлом году, останется 3 предмета для сдачи, но появятся коэффициенты для профилирующего предмета. Вероятно будет введено и квотирование льготников.
- А как вы относитесь к идее ограничить число вузов для поступления?
- Наш вуз, как и многие другие, без проблем справился с большим потоком заявлений: при налаженной работы приемной комиссии, наличии современных программ учета, все реально. Думаю, что ситуация, когда абитуриенты подавали документы в десятки вузов — это прежде всего результат нововведений (новое всегда вызывает ажиотаж и панику) и недостатка внимания к профориентации в школах: если бы она проводилась лучше, дети бы не распылялись на экономику, физику и литературу одновременно. И даже если ограничить количество вузов до 5-7, заявления будут подавать по-прежнему в максимум.
- Введение портфолио и обязательного сочинения по литературе для выпускников — как вы относитесь к таким предложениям?
 Это противоречит идее ЕГЭ. Единый госэкзамен ведет к унификации, отсутствию личностного фактора при оценке знаний. А портфолио, куда войдут все достижения ребят, — как это может не влиять на решение? Что касается сочинения, то это не то, о чем стоит сегодня думать. Мы ввели ЕГЭ, схема работает, но ее надо совершенствовать, а не придумывать бесконечные новшества. Да и зачем нужно такое сочинение? Его результаты, скорее всего, подтвердят то, что и так знаем: уровень знания языка падает, мы больше не самая читающая страна в мире. Проблему знаем, надо искать ее решение. Мы даже грамотность таким сочинением не проверим, потому как само понятие устарело и требует переосмысления. Кого сегодня можно назвать грамотным человеком: того, кто владеет интернет-языком (а сегодня это огромный пласт), того, кто знает в совершенстве родной язык или владеет несколькими иностранными?

Тему патриотизма долго эксплуатировали

 - Несколько лет в вузе шла реализация нацпроекта «Образование». Какие можно подвести итоги?
 - По нацрпоекту нам было выделено около 375 млн рублей : 80% из них пошло на закупку оборудования, остальное — на повышение квалификации преподавателей. Важнейший итог в том, что, благодаря нацпроекту, мы сумели мобилизовать ядро кадров, способных обеспечить развитие вуза. Еще год-два, и талантливые преподаватели ушли бы в другие сферы. Нацпроект позволили развивать наши приоритетные направления: нано- и информационные технологии, экологию, межкультурные коммуникации, продвижение русского языка и культуры и т.д.
Важна здесь роль и регионального правительства: оно понимает важность развития системы образования, оказывает поддержку вузу. Без помощи губернатора мы не смогли бы построить огромный физкультурный комплекс, инициативой Георгия Бооса было и создание медицинского факультета.
- Сегодня много говорят о патриотическом воспитании, что делает вуз в этом направлении?
- Эту тему долго эксплуатировали и под нее подгоняли формальные акции, чем часто вызывали раздражение. Это важное направление, но реализовывать его надо в новых формах, отдавать инициативу студентам. У нас с успехом проходят самые разные акции, например, «Военный рассвет»: наши студенты 22 июня в День памяти и скорби на базе вуза на побережье в память о военном подвиге советских солдат зажгли свечи, спустили на волны траурные венки. Был огромный костер, пели военные песни. Параллельно акция прошла и в нашем вузе-партнере в польском городе Пултуск. В этом же городе 29 октября готовим новое мероприятие: студенты из Калининграда, Польши и Белоруссии почтят память героев, погибших во время Второй мировой войны минутой молчания, пройдет возложение, ребята приведут в порядок мемориал (в Пултуске 16000 захоронений).