18 октября в профильном комитете Госдумы РФ поддержали законопроект о штрафах за использование шин не по сезону и о повышении штрафов для тех, кто любит ездить на "лысой" резине.
В Госдуме посчитали законопроект важным, ведь значительная часть ДТП происходит из-за того, что водитель вовремя "не переобул" автомобиль.
21 октября законопроект будет вынесен на рассмотрение депутатами Госдумы на пленарном заседании. Клопс.Ru опросил специалистов и экспертов на предмет необходимости такого закона.
Похожая инициатива уже предлагалась на рассмотрение Думы в 2013 году, но в апреле 2014-го она была отклонена.
Чем это грозит водителям?
Если закон примут, штраф будет грозить за езду зимой на летних шинах. Также поправки касаются использования шипованной резины в период с 1 июня по 1 сентября. Штраф как за одно, так и за второе нарушения составит 2 тысячи рублей.
По мнению юриста Общества защиты прав автомобилистов Калининградской области Петра Губенко, борьба с шипами летом — решение верное.
"Она не просто вредна для дорог, но и опасна для участников движения, так как вылетающие шипы могут попасть в соседнюю машину", — отмечает Губенко.
Статистики нет, но аварийность может быть снижена
Авторы законопроекта надеются, что новый закон позволит снизить аварийность на дорогах.
В калининградской Госавтоинспекции не смогли сообщить, сколько аварий произошло из-за плохих шин или резины не по сезону. Нет такой информации и в Российском союзе автостраховщиков.
"Как правило, если зимой на автомобиле стояла летняя резина, считается, что авария произошла из-за технической неисправности; какой именно — ГИБДД не уточняет. Большинство водителей меняют шины, понимая, что машина зимой становится неуправляемой. А вот летом на зимней резине ездят многие", — отметил калининградский юрист Алексей Нестеров.
По его словам, автомобилисты часто ошибаются, полагая, что летом езда на внесезонной резине безопасна.
"Сами производители указывают на то, что зимние шины непригодны для летней эксплуатации. Западные специалисты установили, что наиболее ярко различия между летними и зимними шинами в тёплое время года проявляются на мокром асфальте и при экстренном торможении", — отмечает Нестеров.
По его словам, ни ГИБДД, ни сами автомобилисты часто не связывают аварии с "лысой" резиной, а говорят о том, что водитель не справился с управлением.
В Калининграде — минимальный срок
В проекте закона уточняется, что региональные власти смогут сами устанавливать, сколько месяцев в году нужно ездить на зимней резине, и продлевать эти сроки, если того требуют погодные условия. А вот уменьшить их будет нельзя.
"В Калининградской области нужно оставлять минимальные сроки, которые предлагаются сейчас в проекте закона, так как у нас тепло зимой и почти нет снега", — считает Пётр Губенко.
Лобби продавцов резины?
По словам Алексея Нестерова, закон лоббируют продавцы шин. С 2014 года по всей России резко упали продажи автопокрышек. Затронуло это и Калининградскую область.
"Законодатели говорят о безопасности, но чаще аварии происходят из-за плохого состояния дорог, отсутствия освещения. Ширина проезжей части не соответствует стандартам в Калининградской области. Повально у нас на "лысой" резине никто не ездит, на такой в Европу не выехать", — поясняет Нестеров.
Калининградские продавцы шин считают, что этот закон вряд ли поспособствует росту продаж. Напротив: при правильном пользовании шин их реже покупают.
"У основной массы водителей и сейчас есть резина на два сезона. Купив сейчас новую, человек приедет к нам не раньше чем через пять лет", — поясняет представитель калининградской компании по продаже автошин Анатолий.
Сегодня в крупных калининградских компаниях зимнюю резину известных марок можно купить от 2 700 рублей за единицу. Разница в цене между летними и зимними шинами составляет до тысячи рублей. Брендовые шины с пробегом можно купить от 1 500 рублей.
Что касается услуг шиномонтажа, то сегодня за "переобувание" колёс диаметром 15 дюймов в Калининграде нужно заплатить от 800 до 1 400 рублей.