Новости
Автор: Константин Сериков
25.12.2015
16:15

Невидимые автобусы для пассажиров "экономкласса-минус": что представляет собой транспорт и как горвласти исправят ситуацию

Лох-несское чудовище Прибрежного

Об этой необычной ситуации главе города Ярошуку рассказала одна из зрительниц телепередачи "Главный час" Наталья Ремчук. В студии программы женщина сообщила, что в ноябре на маршруте № 18 (ул. Елены Ковальчук — пос. Прибрежный), который обслуживала коммерческая структура, просто перестали ходить автобусы.
 
После жалоб пассажиров маршрут передали другому частному перевозчику – компании "Анюй", которая организовала движение только с 6 до 7 утра. Альтернативный автобус — № 19, обслуживающийся той же фирмой, курсировал крайне нестабильно. Как результат, вспоминала Наталья Ремчук, дети были вынуждены за несколько километров ходить в школу пешком, а их родители постоянно опаздывать на работу. В народе за 18-м автобусом закрепилось прозвище "Лох-несское чудовище" — все о нём слышали, но никто не видел.
 
Кардинально ситуация изменилась лишь в декабре. 18-й маршрут передали муниципальному предприятию "Калининград-ГорТранс", и теперь транспорт ходит как по часам. Людей это более чем устраивает, а вот частной компании на 19-м маршруте конкуренция в виде муниципального автобуса не пришлась по душе.
 
"Долго не верили своему счастью и теперь даже можем спать спокойно, — рассказала Ремчук. — Зато спать спокойно теперь перестали частные перевозчики и начали с 18-м маршрутом борьбу".

По словам и пассажиров, и работников муниципального предприятия, водители-частники, пытаясь обогнать конкурентов, начали устраивать на дороге настоящие войны, стараясь обойти автобусы "Калининград-ГорТранса". Движимые лишь одним желанием — заработать побольше, они не соблюдают расписание, на пустых улицах плетутся как улитки, высматривая конкурентов на горизонте, а на остановках просто "подрезают" муниципальный транспорт, или не дают ему выехать на дорогу.
 
"Это напоминает лихие 90-е, — рассказала Наталья Ремчук. — Водители частных автобусов с угрозами и матом "учат" сотрудников "Калининград-ГорТранса", как нужно не ходить по расписанию".

Транспорт для пассажиров "экономкласса-минус"

С похожей проблемой в той или иной мере сталкивался каждый житель Калининграда, хоть раз проехавший на городском автобусе. Пассажиры постоянно становятся свидетелями и невольными участниками гонок частников, которые выбирают скорость движения, согласуясь не с расписанием, а с наличием на остановках пассажиров. Поэтому и стали для Калининграда нормой едва плетущиеся в крайнем правом ряду автобусы — водитель уже узнал по телефону, что впереди прошёл муниципальный автобус, и едет со скоростью 20 км/ч, ожидая, пока на остановки подойдут новые пассажиры.

Естественно, всё это влияет на безопасность как пассажиров, так и остальных участников движения. В погоне за рублём водители автобусов постоянно переговариваются по телефону, контролируя местонахождение конкурентов, и в результате нарушают правила дорожного движения.
 
Всего, по данным ГИБДД, в 2015 году в городе произошло 27 ДТП с участием пассажирского транспорта. Несмотря на то, что в этих авариях никто, к счастью, не погиб, в ГИБДД считают такой показатель аварийности очень плохим.
 
Самые громкие ДТП последних лет, опять-таки, связаны с частными автобусными компаниями. Резонансная авария произошла летом прошлого года на улице Киевской. Тогда с моста свалился автобус компании "ПАП". Выяснилось, что водитель находился в состоянии наркотического опьянения. Чуть ранее автобус "БалтАвтоЛайна" насмерть сбил пенсионера, который переходил дорогу на зелёный сигнал светофора, а ещё два раза водители-частники в буквальном смысле переезжали пенсионерок, в результате чего у женщин потом ампутировали конечности. А в 2014 году при столкновении с мусоровозом погибла пассажирка маршрутки компании "Скиба". Как отмечали очевидцы, водитель отвлёкся от управления, когда доставал упавшие на пол 10 рублей.
 
Есть у Госавтоинспекции и множество нареканий к техническому состоянию автобусов. За 10 дней только одной проверки — операции "Автобус" — надзорным органом было зафиксировано порядка 300 нарушений, и почти все — со стороны перевозчиков- частников. К сожалению, сотрудники Госавтоинспекции сейчас уже не могут, как несколько лет назад, снять с транспортного средства госномер, по сути, лишив его возможности работать. И перевозчики это прекрасно знают, поэтому технических неполадок в их работе всё больше.
 
Достаточно претензий к перевозчикам накопилось и у регионального Госавтонадзора. В 2015 году ведомством было проверено 500 калининградских автобусов, в которых было выявлено 475 нарушений. В основном это неисправность элементов автобуса, нарушение режима труда и отдыха водителей.
 
Массу претензий вызывают и "потребительские качества" автобусов-частников. Как недавно заявил глава Калининграда Александр Ярошук, порядка 8% пассажирских автобусов были построены 30-40 лет назад. 60% транспорта — 20 лет от роду.
 
"Граждане говорят, что это скотовозки, по-другому не назвать, — сказал Ярошук. — За шесть последних лет частники купили аж девять новых автобусов, при том, что они должны были ежегодно обновлять свой подвижной состав на 10% согласно подписанному 6 лет назад между администрацией и компаниями договору".
 
В результате люди вынуждены пользоваться общественным транспортом, который в большинстве своём не отвечает современным требованиям. В городе обновлённым выглядит разве что троллейбусный парк.
 
"Езжу на автобусе № 45 постоянно, — рассказала корреспонденту Клопс.Ru калининградка Анастасия Егорова. — Мало того, что он ходит очень редко, так ещё захожу и читаю надписи на немецком языке, предназначенные то ли для пассажиров 80-х, то ли 90-х годов. Ну куда это годится?"
 
Более того, экономя на покупках нового подвижного состава, частники "загоняют" на маршрут откровенно не приспособленные для города большие автобусы. В итоге в Калининграде часто курсируют автобусы, которые строили вообще для междугородних маршрутов. В них тесно и неудобно ходить во время движения. Расстояние между крёслами — минимальное, а над сиденьями расположены грузовые полки.
 
Всё это в совокупности привело к тому, что городской транспорт, которым в Европе не брезгуют пользоваться даже премьер-министры и президенты, в Калининграде стал пристанищем для пассажиров "экономкласса-минус". Именно так пассажиров автобусов назвал один из депутатов городского совета. 

Всё может быть совсем по-другому

По словам и экспертов, и сотрудников ГИБДД, и пассажиров, совсем иная ситуация в муниципальной транспортной компании. Там есть специалисты, которые следят за техническим состоянием автобусов, проводят мониторинг после захода транспорта в парк. Водители "Калининград-ГорТранса" лишь один раз за весь год стали нарушителями ПДД, а техническое состояние транспорта — на голову выше частников.
 
Летом в Калининграде объявили о приобретении в лизинг для муниципального предприятия "Калининград-ГорТранс" новых белорусских автобусов. Они предназначены именно для городских перевозок. Более того, ими могут пользоваться все категории пассажиров, в том числе мамы с колясками и люди с ограниченными возможностями.
 
"Прежде чем покупать новые автобусы, наши специалисты ездили на производство, говорили с мужиками в цеху, — отметил глава города Александр Ярошук. — Я им велел не с начальниками разговаривать, а с мужиками, которые каждый день что-то ремонтируют, именно поэтому выбор в итоге пал на белорусские автобусы марки МАЗ". 
 
Для нужд муниципального предприятия приобрели 30 автобусов, в скором времени закупят ещё 100, но этого городу всё равно мало. И, как считают специалисты, пока львиную долю маршрутов будут контролировать частники, в Калининграде не появится нормальное городское автобусное сообщение.
 
В корне переломить сложившуюся в Калининграде ситуацию поможет создание единого  оператора перевозок, который будет контролировать движение всего пассажирского транспорта. По словам городских властей, такой оператор появится в первом квартале будущего года. Помимо всего прочего, эта организация поможет ответить на давний вопрос — сколько пассажиров и на каких маршрутах ездят в разное время. Сейчас частники просто скрывают такие данные, и власти не могут оперативно влиять на ситуацию с перегруженностью или недогруженностью некоторых маршрутов. 
 
"Для учёта пассажиров в каждом автобусе будет установлен валидатор, а также счётчик пассажиров, чтобы мы могли иметь представление о количестве перемещаемых пассажиров, — заявил во время общения с журналистами замглавы города Сергей Мельников. — И к следующему конкурсу, который состоится примерно через 1,5 года, будем иметь общую картину".
 
Новый оператор перевозок будет следить за движением всех городских автобусов, контролировать расписание, выход на линию и окончание работы. Помимо порядка с расписанием, с появлением единого оператора перевозок в городе будет комфортнее и пассажирам, так как будет внедрена электронная система оплаты проезда. Калининградцам предложат систему оплаты проезда при помощи бесконтактных карт. Предполагается, что проезд по этим картам может быть дешевле, чем оплата разового проезда, так как для владельцев карт будет действовать система лояльности. А кондукторов в автобусах постепенно сменят контроллеры.
 
Примерно в это же время, к весне, в Калининграде должна существенно измениться ситуация со старыми частными автобусами. После проведения конкурса по розыгрышу маршрутов количество муниципального транспорта "Калининград-ГорТранса" в городе будет увеличено. В результате пассажиры увидят на многих направлениях новые автобусы, которые будут ходить по чёткому расписанию.
 
Кроме того, получив дополнительные маршруты, "Калининград-ГорТранс" будет компенсировать убытки от троллейбусов и трамваев, которые сейчас закрываются за счёт городского бюджета. В год Калининград вынужден тратить на эти нужды до полумиллиарда рублей в год. Если же "Калининград-ГорТранс" сможет сам покрывать убытки электротранспорта, эти деньги останутся в бюджете и будут направлены на решение социальных проблем.