Новости
Автор: Константин Сериков
18.12.2015
15:59

Из-за чего разгорелся конфликт между автобусниками и мэрией Калининграда

Калининградские частные перевозчики, похоже, пошли войной на городскую администрацию. Руководители пяти автобусных предприятий предприняли уже четвёртую попытку шантажа мэрии: первой стала коллективная жалоба Путину, второй — угроза не выпустить транспорт на линии, третьей — объявление митинга, и вот четвёртая: перевозчики угрожают, что не пойдут на конкурс. Собственно он и стал камнем преткновения в конфликте мэрии и автобусников.
 
Конкурс — это "розыгрыш" маршрутов среди частных и муниципальных предприятий. В последний раз он проводился в 2010 году, договоры были заключены на 5 лет. Соответственно в 2015-м городские власти должны были разыграть новый конкурс. Но его не только отложили на следующий год из-за разработки новой маршрутной сети, но и сократили срок действия — с пяти до полутора лет. Городские власти объяснили это тем, что конкурс будет "временным", так как в связи с ЧМ-18 система работы общественного транспорта в Калининграде радикально поменяется: согласно требованиям ФИФА должен появиться единый оператор перевозок, электронный билет и новые автобусы. Всё это городские власти планируют сделать в течение этих полутора лет, после чего объявить новый конкурс.
 
Но летом 2015 года в России принимают федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров", из-за которого внесены коррективы в региональный закон. Самое главное изменение — появление такого понятия, как "регулируемые и нерегулируемые тарифы". И городские власти решают, по какому виду тарифа будут работать с перевозчиками.
 

Регулируемый тариф. Между мэрией Калининграда и перевозчиками заключается государственный контракт. Горвласти сами устанавливают тариф, а если у перевозчика расходы больше, то эту часть его компенсируют из бюджета.
 
Нерегулируемый тариф. Проводится открытый конкурс, на котором перевозчики сами предлагают свой размер тарифа и работают по нему.

Калининградские перевозчики неоднократно говорили, что им всё равно, по какому тарифу работать. Главное: работать именно по этому новому закону. Горвласти не отказываются от этого, о чём неоднократно говорил заместитель мэра Сергей Мельников, но хотят воспользоваться возможностью, которая прописана в новом законе, — переходным периодом. В течение полутора лет жить по старым правилам и готовиться к новым. Перевозчики выступили резко против и объявили бойкот.
 
В своём обращении руководители предприятий пишут, что администрация города планирует оставить себе при объявлении нового конкурса самые прибыльные маршруты, а "частники" получают нерентабельные направления, "на которых будут тихо умирать".
 
Сегодня для разрешения назревшего конфликта в Калининград приехал заместитель руководителя транспортного комитета Госдумы РФ Сергей Дергунов — один из авторов закона. Сергей Мельников поинтересовался, могут ли перевозчики при нерегулируемом тарифе устанавливать цены на проезд в зависимости от текущей ситуации на рынке.
 
"Например, пошёл дождь, поток пассажиров увеличился, перевозчик раз — и перевернул табличку, и вместо 100 рублей за проезд утром в обед стало 200 рублей", — спросил Мельников.
 
Глава региональной ассоциации перевозчиков Владимир Гренц вместо Дергунова ответил на вопрос: "Законопослушные перевозчики на такую авантюру не пойдут, а у нелегалов тарифы, как правило, ниже".
 
"В принципе, никогда такого не было раньше у нас, когда десять лет назад тарифы не регулировались. Кроме того, сейчас есть нормативные акты, регламентирующие транспортную работу, то есть перевозчик получает оплату либо за почасовую работу, либо исходя из километра пробега. Вот эти факторы и являются основой оценки деятельности транспорта, исходя из чего и назначается тариф", — ответил Гренц.
 
Однако, вероятнее всего, в Калининграде будет действовать регулируемый тариф. По крайней мере, об этом неоднократно говорил глава города Александр Ярошук. Кроме того, по его словам, далеко не все перевозчики Калининграда выразили желание принять радикальные меры, вплоть до бойкота перевозок.
 
"Нас с горожанами с пути, который мы наметили в вопросе наведения порядка с общественным транспортом, уже не сбить. Понятно, что у перевозчиков план простой: чтобы их оставили ещё на 5 лет с их хламом на дороге, хамством в автобусах, несоблюдением расписания, но с этим не хотят мириться калининградцы, а я их в этом поддерживаю", — отметил Ярошук.
 
Ровно через неделю городская администрация объявит, по каким правилам — старым или новым — будет проведён конкурс для перевозчиков.