13:30

ПАПы нашего городка: как калининградские перевозчики придумали хитрую схему, чтобы уйти от налогов и возить горожан на "убитых" автобусах

  1. Новости
Пассажирский автобус зацепил "Ягуар" Дениса на площади Василевского, когда легковушка стояла на светофоре. Пассажирский автобус "Мерседес" в соседнем ряду ехал в ту же сторону, но не рассчитал и сместился на другую полосу. Касание было небольшим, поэтому водитель автобуса его даже не заметил и поехал спокойно дальше. Зато аварию заметил Денис, который бросился догонять нарушителя.
 
Догнать автобус удалось только через пару километров. Водитель сначала вовсе отказывался признавать факт аварии, а потом всё же согласился оформить ДТП по европротоколу. При этом выяснить, какую компанию представляет водитель и его автобус, оказалось затруднительно: в салоне висели два разных объявления — от ООО "Тотем восемь" и ООО "Евролайн", на борту “Мерседеса” красовался логотип "Тотема", а в путевом листе значилось опять-таки "Евролайн". Согласно этому же документу, водитель в тот день находился за рулём 14 часов, а сам "Мерседес" (выпуска 1985 года) проехал как минимум 1 000 000 километров.

После оформления документов водитель легковушки направился в свою страховую компанию — "Росгосстрах". Там сначала начали оформлять заявление на возмещение вреда по ОСАГО, но потом выяснили, что не был проведён осмотр второго транспортного средства — автобуса. Денис позвонил в транспортную компанию, где выяснилось, что "Мерседес" принадлежит не "Тотем восемь" или "Евролайн", а некому Сергею Садовникову, который, естественно, не захотел снимать автобус с линии и отправлять его на осмотр страховщикам. В итоге владельцу "Ягуара" объявили в "Росгосстрахе", что в выплате, скорее всего, ему откажут.
 
После официального обращения журналиста Клопс.Ru в компанию "Евролайн" транспортники всё же согласились отправить автобус на страховой осмотр. При этом подчеркнули, что "Мерседес" лишь арендуется компанией у владельца, но находится в хорошем техническом состоянии.
 

Как поступить, если в ваш "Ягуар" врезался автобус:
 
По словам юриста и главы регионального Союза защиты прав автомобилистов Георгия Румянцева, второй участник ДТП действительно по запросу страховой компании должен предоставить своё транспортное средство для осмотра или проведения экспертизы. Это делается для того, чтобы доказать, что не было мошенничества со стороны автомобилистов. Однако, уверяет эксперт, страховая компания не должна перекладывать ответственность по поиску водителя-виновника на пострадавшего.
 
"Поиск виновного водителя должен ложиться на плечи страховой компании, — отметил Румянцев. — Пусть она уведомляет второго участника ДТП и связывается с ним, это никак не должно быть головной болью пострадавшего".
 
По словам эксперта, в случае, который описан в статье, автоперевозчик в принципе не имеет права игнорировать требования страховой компании. Иначе возмещение ущерба полностью ложится на его плечи.
 
"Если соблюдены все нормы оформления по европротоколу, страховая компания должна полностью выплатить средства потерпевшему водителю, — убеждён Румянцев. — А если страховая компания в чём-то сомневается — это её проблемы".
 
Страховые компании, рассказывает глава Союза защиты прав автомобилистов, под любым предлогом стараются не выплачивать средства потерпевшим. Румянцев рекомендует в этом случае написать в страховую компанию письмо с указанием, что все требования по оформлению европротокола выполнены, но второе транспортное средство водитель предоставить не может, так как владелец не соглашается.
 
"Через 20 дней страховщики должны ответить: будут они ему выплачивать или нет, — поясняет юрист. — Если в ответ приходит официальный отказ в выплате (с указанием причины), то следует смело обращаться в суд — это выигрышное дело".
 

Под крышей автопредприятия твоего

Схема, когда пассажирский автобус принадлежит не самому предприятию, а лишь арендуется им, — вполне привычное для Калининграда явление. Таким образом доступ к маршрутам получают предприниматели, не выигрывавшие конкурсы на обслуживание направлений.
 
"К нам на предприятие приходят владельцы со своими автобусами и просят маршруты, — рассказал Клопс.Ru представитель одной из городских транспортных компаний Алексей. — Сами они на конкурсе участвовать не могут, у них не так много транспортных средств, но получить один маршрут или хотя бы пустить пару автобусов они в состоянии, и мы им такую возможность даём".
 
Некоторые крупные городские автопредприятия, по сути, и состоят из десятка мелких. Содержит автобусы, проводит осмотр, моет и даже заправляет владелец, а не предприятие-арендатор. Такие автобусы называют "подкрышными". Компании-перевозчики экономят на расходах, по сути, просто сдавая в аренду маршруты и не затрачивая ни копейки на эксплуатацию парка.
 
Но при этом и контролировать такие автобусы сложнее — как со стороны пассажиров, так и со стороны самого арендатора. Жаловаться на опоздания или плохое качество работы подобных автобусов зачастую бесполезно — частник сам себе хозяин, может и вовсе уйти с маршрута, если он становится ему невыгоден. Подобная схема в итоге приводит к тому, что в один день частный автобус работает на одно предприятие, а через день — уже на другое.
 

 
Кто нас возит и сколько на этом зарабатывают: 
 
На сегодняшний день в Калининграде работают семь автотранспортных предприятий. Самым крупным является "БалтАвтоЛайн", которое работает на девяти маршрутах с автобусами большого класса, и на восьми — с маршрутными такси.
 
Далее по размерам следует группа компаний "ПАП" — 8 маршрутов и 4 маршрута соответственно, за ней "ВестЛайн" — 6 и 3. Кроме того, в городе работают две компании, занимающиеся исключительно перевозками на микроавтобусах — "Скиба" (6 маршрутов) и "Балттрансавто" (5 маршрутов).
 
Специалистами Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга рассчитано, что ежедневная выручка от пассажирских перевозок в Калининграде в 2016 году составит 11 миллионов рублей. Об этом Клопс.Ru сообщил директор института транспортного планирования "Российская академия транспорта" Михаил Якимов. Сами калининградские перевозчики никогда не раскрывали данные о своих доходах. Даже городские власти жалуются, что предприниматели не сообщают им о своём финансовом положении.
 

Тайна девяти ПАП, или Как арендовать автобус у самого себя

Создание десятков фирм "под крышей" одной головной компании — ещё один используемый почти всеми транспортниками Калининграда "манёвр". Организация при этом дробится на несколько фирмочек — отдельных юрлиц. Отсюда все эти "Тотем восемь" или "ПАП-4". Перевозчики объясняют это оптимизацией налогообложения, но эксперты уверяют, что таким образом автотранспортники ещё и избегают потенциальных исков от пассажиров и автовладельцев. В случае ДТП или суда с недовольным пассажиром головная компания просто "перекидывает" маршрут на следующую фирму и может годами судиться, ничем не рискуя, — возможные выплаты или даже приостановка деятельности касаются лишь одной "фирмочки", которую в любой момент можно объявить банкротом и спокойно работать через другую.
 
Похожая история произошла с пассажирами упавшего год с лишним назад в болото автобуса № 36. В ходе разбирательств выяснилось, что транспорт принадлежит одной фирме — "ПАП", а маршрут обслуживает другая — "ПАП-8" (всего, кстати, фирм "ПАП" с разными номерами в Калининграде аж 9). По сути, автотранспортники арендовали автобус сами у себя, и, когда пострадавшие в ДТП люди решили добиваться компенсации в суде, оказалось, что у "ПАП-8" даже нет имущества, на которое приставы могли бы наложить арест — все автобусы принадлежали другим "папам".
 
По словам юриста Георгия Румянцева, который защищает в суде интересы пострадавшей в этой аварии автомобилистки, люди до сих пор не могут получить с перевозчика причитающие им деньги.
 
"Есть решения первой инстанции, теперь второй, и на все эти решения представители транспортной компании подают апелляцию, они не согласны с исковыми требованиями, — говорит юрист. — Создаётся впечатление, что перевозчик просто тянет время — продержаться до окончания конкурса, после чего он либо покинет рынок, либо откроет новое юрлицо".
 

Да здравствуют калининградские законы — самые гуманные законы в мире!
 
Схема, когда маршруты свободно передаются от одного юрлица другому, кстати, существовала в Калининграде не всегда, а появилась лишь в начале 2015 года. После аварии с микроавтобусом компании "Скиба", когда погибла женщина, предприятию грозила приостановка работы на 90 суток. Перевозчик поспешил заявить, что работу не прекратит, а просто передаст маршрут другому юрлицу в рамках одной группы компаний. Это возмутило главу города Ярошука, который объявил, что подобные действия перевозчиков незаконны и никто передавать маршруты не имеет права. Дальше этого спор, правда, не зашёл — деятельность "Скибы" не приостановили, но спустя пару месяцев депутаты горсовета всё же внесли изменения в местный закон о перевозках и передача маршрутов стала более чем законной.

Крышу сорвёт

Калининградские перевозчики ещё по контракту 2010 года должны были обновлять свой подвижной состав ежегодно на 10%. Делали это, откровенно говоря, не все. Новый транспорт покупали только маршрутчики, которым в скором времени придётся "сойти с дистанции", так как в городе останется лишь два маршрута для автобусов малого класса. Что касается больших автобусов, то если и покупали, то уже бывшие в употреблении. Причём пришедшим в Калининград автобусам было по пять, а то и по семь лет. Такое обновление можно назвать лишь формальным.
 
Подобные схемы, в частности "крышевание" транспорта должно исчезнуть в 2016 году, после принятия нового регионального закона "О транспорте". Он, в свою очередь, готовится на основании федерального закона "О регулировании пассажирских перевозок", который устанавливает достаточно серьёзные требования для перевозчиков. В частности, по новым нормативам ужесточаются требования к величине и возрасту автопарка. Правила ещё обсуждаются в стенах облдумы, но, вероятнее всего, говорят эксперты, будет принято решение о том, что средний возраст парка предприятия не должен превышать 12 лет. Сейчас средний возраст калининградских автобусов составляет 22-23 года.
 
"Подогнать предприятие под 12 лет — это надо очень постараться, учитывая, что сейчас в Калининграде ездят автобусы, которые были произведены ещё в 80-х годах прошлого века", — считает глава региональной Ассоциации перевозчиков Владимир Гренц.
 
После принятия закона фирмам придётся покупать новые (или хотя бы не очень старые) автобусы в большем количестве, иначе они просто не будут допускаться к конкурсам по розыгрышу маршрутов. Мелкие частники — "подкрышники" позволить себе такого просто не смогут.
 
"Закон чётко прописывает параметры конкурса и возраст парка, а ведь хозяин этой "крыши" сам не покупал эти автобусы, — поясняет Владимир Гренц. — А теперь с принятием новой схемы сколько он их сможет купить? Даже самый богатый — ну 10, ну 15 купит, и со всей вот этой огромной крыши у него останется маленький парк машин, то есть вся эта "крыша" просто развалится".
 
По мнению экспертов, новые правила приведут к тому, что небольшим фирмам, ранее работавшим "под крышей", придётся выходить из тени, обновлять парк и самостоятельно участвовать в конкурсах, а потом и возить пассажиров уже под своим названием. Это как минимум позволит пассажирам и автовладельцам на поцарапанных автобусами "ягуарах" понимать, с кем они имеют дело.
 
Изменит закон и ситуацию с созданием большого количества фирм и возможным уходом перевозчиков от судебных исков. Теперь, если автобус одного из мелких предприятий группы компаний попадёт в ДТП с последствиями, нести ответственность и возмещать ущерб будет вся компания или товарищество.