В ближайшие 10 лет электромобили в Калининградской области станут более популярными. Однако для того, чтобы калининградцы активнее пересаживались на них, необходимы меры стимулирования.
Об этом шла речь на круглом столе на «РБК-Калинингра»д, в котором приняли участие представители органов исполнительной власти региона, электросетевого бизнеса, развивающего электрозаправочные станции, промышленных компаний, готовых осваивать производство электрокаров, а также потребителей.
Для развития этой отрасли и всего, что с ней связано, в правительстве области создана специальная рабочая группа. Как сообщила заместитель министра инфраструктуры Калининградской области Елена Орлова, новый орган будет заниматься вопросами развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации.
Последний термин означает совершенно новую для России отрасль — переоборудование автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на электродвигатель. Подробнее об этом рассказал вице-президент – директор Центра локализации и аутсорсинга «АВТОТОР» Дмитрий Чемакин:
«Ремоторизация — это программа, по которой в автомобиле заменяется двигатель внутреннего сгорания и сопутствующие системы на электрическую силовую установку. Сейчас для нас уже две мировые компании готовят комплекты, связывают их по управляющим сигналам, и уже с апреля 2023 года мы сможем некоторые модели автомобилей ремоторизировать по желанию владельцев. Мы заменим двигатель внутреннего сгорания, бак, выхлопную систему, примем технические решения по размещению батарей, смонтируем электрическую силовую установку, согласованную со всеми системами, такими как АБС, тормозной системой. И это будет, по сути, электромобиль — только не новый, а ремоторизированный. Эта программа предоставит возможность обновить парк автотранспорта в Калининградской области, а для водителей — снизить затраты на эксплуатацию и на запчасти. И, конечно, ещё один плюс — это возможности в регионе ездить без заправки углеродным топливом, заряжая машину только дома и около работы, что позитивно повлияет на экологию».
Экологичность электромобилей — это главный аргумент в пользу развития данного вида транспорта. Особенно важно соблюдать экологию в рекреационных зонах. Не секрет, что приморские города Калининградской области и Куршская коса в буквальном смысле задыхаются от наплыва автомобилей, которые загрязняют воздух. Неслучайно в нацпарке «Куршская коса» завили, что в 2022 году она пережила настоящий транспортный коллапс, и что если так будет продолжаться, то придётся повысить плату за въезд.
Решить проблему помогут электромобили. Для них, к примеру, можно сделать льготный или даже бесплатный въезд на Куршскую косу. Автомобилям же с двигателями внутреннего сгорания, особенно старым, у которых низкий класс экологичности, можно ограничить въезд в рекреационные зоны. Для этого нужно будет создать перехватывающие парковки и организовать каршеринг электромобилей.
«Туристическая отрасль и приморские города региона могут получить совершенно другой, уникальный потенциал для своего развития, если ограничат въезд и парковку автотранспорта с ДВС в туристические районы и откроют его для транспорта на безуглеродном топливе, обеспечив возможность жителям и гостям региона передвигаться на арендованном или приобретённом электротранспорте», — подчеркнул Дмитрий Чемакин.
«Мне как жителю приморского города очень нравится эта идея», — сказал предприниматель Борис Сытьков, который сам является владельцем электромобиля.
Что же нужно для того, чтобы электротранспорт становился популярнее у потребителей? Прежде всего, это, конечно же, наличие самих электромобилей и приемлемая цена на них. Сейчас электрокары стоят дороже чем обычные автомобили, но с развитием технологий цены постепенно выравниваются. К тому же, государство в настоящее время предоставляет субсидию на покупку электромобиля, произведённого в России, в размере 30%. А в Калининградской области, например, для них действует освобождение от транспортного налога.
Второй главный аспект — это развитие электрозарядной инфраструктуры. Первая электрозаправка появилась в Калининграде в 2017 году, её построила компания «Россети Янтарь». С тех пор количество электрозаправочных станций в регионе превысило 10. Причём в этот процесс включился частный бизнес.
Как рассказал генеральный директор компании Voltfuel Артём Тачков, сейчас у его компании в Калининграде шесть зарядных станций. «Мы планируем в первом полугодии 2023 года установить еще 20 зарядных станций. Проблема, с которой мы сталкиваемся, — это места установки. Так как для частной сети электрозарядных станций нет нормативной базы, у нас возникают определённые юридические сложности. Но если будут подвижки в этом направлении и процедура установки будет упрощаться, мы готовы будем развивать сеть электрозаправочных станций и дальше», — подчеркнул он.
«В Калининграде особых проблем с зарядкой нет. У меня есть своя зарядка на территории дома, есть у друзей, плюс в городе и муниципалитетах. Сложность только в том, что обыватели, у которых нет электромобиля, не видят эти электрозарядки. Поэтому людей отпугивает покупка электрокара из-за неинформированности. Может, стоит их на карту нанести?», — предложил Борис Сытьков, подчеркнув, что в таком случае люди будут видеть, что около них есть зарядные станции, и не станут сомневаться, покупать ли электромобиль или нет.
«Некорректно ставить вопрос так : “Когда будет рынок электромобилей, тогда и появится инфраструктура и меры поддержки”. Все меры должны быть просчитаны, заявлены и гарантированы для будущего покупателя. Это поможет обосновать, стимулировать приобретение электрокаров. Мы на рабочей группе в правительстве предлагали и обсуждали все три уровня поддержки владельцев. Первый — поддержка при покупке, второй — при эксплуатации, а третий — дополнительные привилегии. По такому пути идёт весь мир. При покупке важный фактор — это цена. В Калининградской области уникальная ситуация, в регионе присутствует как производитель автомобиля — компания “Автотор”, так и производитель батарей — компания “Рэнера”, которые будут заниматься глубокой локализацией электрокаров и мотивированы закладывать в стоимость минимальные производственные затраты.
Необходимость субсидирования покупателя также была предметом обсуждения, целевые субсидии покупателю показали свою эффективность во многих государственных программах. Мы предложили обсудить вариант регионального освобождения от налога на добавленную стоимость, этот косвенный налог, который включается в цену и оплачивается покупателем. Это, наряду с другими привилегиями, было бы значительной поддержкой и мотивацией покупателя, как и освобождение от транспортного налога, которое уже есть в регионе. И если мы предложим жителям региона свои электромобили, программу ремоторизации при условии недорогой стоимости комплекта, а также развитую инфраструктуру зарядных станций, тогда появится стимул пересаживаться на электрокары», — заявил Дмитрий Чемакин.
Новости компаний