В «Калининград-ГорТрансе» за год смогли на 10% сократить издержки предприятия: для перевозчика цена поездки одного пассажира теперь ниже, чем это было в 2019-м. Новая идея — сократить кондукторов и положиться на автоматику. Как система работает в других городах и странах и пострадает ли пассажир, в материале «Клопс».
Как это работает в России
Во многих крупных городах страны нет кондукторов: от Москвы до Новосибирска работают разные системы, которые позволили сократить экипаж. Где-то стоят турникеты, в других — зайцев гоняют контролёры.
В Новосибирске применили оба способа: там установили и валидаторы и турникеты. Транспортную реформу начали с самых незагруженных маршрутов. На рейсах с бескондукторной системой работают контролеры.
«Турникеты раздражают в часы пик. Часто бывает, что автобус полный, а для этой «вертелки» нужно пространство. Другая история — кто-то может замешкаться, а все остальные на входе ждут», — говорит местный транспортный специалист Игорь Орлов.
Другой вариант — валидатор. Устройство «обилечивает» не только по банковским картам, но и по всем остальным. Если наличка — к водителю. По подобному аналогу работает несколько автобусных маршрутов и в Калининграде.
«Много ездят без билетов. Никакого эффекта не будет, пока нет реального наказания для «зайцев». Валидаторы — это удобно, но многие не планируют платить за проезд изначально, если не видят перед собой кондуктора. В законодательстве нет механизма, по которому можно наказать человека за бесплатный проезд», — говорит эксперт.
По его мнению, выписать штраф контролер не может потому что у него нет прав требовать персональные данные человека, а полицейские не участвуют в рейдах.
«Транспортные предприятия в один голос говорят, что без наладки контрольных мероприятий система обречена, а им придётся работать себе в ущерб. Перевозчики готовы отказаться от сбора выручки, с мэрией заключить контракт и отвечать только за перевозку пассажиров», — считает Игорь Орлов.
Особенности Казахстана
В столице Казахстана Нур-Султане бескондукторную систему полностью внедрили в 2018-м. На адаптацию понадобилось два года: был введён дифференцированный тариф по наличной и безналичной оплате. Соседи решили изменить правила посадки и высадки: попасть в салон можно через переднюю дверь, покинуть — через среднюю и заднюю. Ловят зайцев сотрудники полиции. На безбилетников составляют административный материал.
Кондукторов массово не увольняли: их перевели на должности консультантов и контролёров. Многие уволились сами из-за того, что «ушла наличка». Сейчас почти 95% пассажиров в столице Казахстана приобрели транспортные карты. Внедрение новой системы позволило вывести из тени миллиарды тенге (местной валюты), автопарки получили возможность уравнять финансовое положение. В столице Казахстана действует шесть видов тарифов (от разового платежа до посуточных проездных).
Внедрение бескондукторной системы позволило увеличить выручку перевозчиков в 2,5 раза и снизило кражи наличных средств. Налажен точный расчёт выплат субсидий перевозчикам за провоз льготников, применена гибкая тарифная политика.
Что нужно сделать в Калининграде
Власти опробовали работу без кондуктора на троллейбусном маршруте №7, но случился провал: выручка значительно сократилась, потому что пассажиры просто не платили. Помочь смогут поправки в местную правовую базу и более продвинутая инфраструктура.
Чтобы отказаться от кондукторов, понадобится несколько единовременных решений, считает транспортный инженер Иван Ниязов. Нужно вводить «билетное меню»: самой дорогой должна быть однократная поездка, такой билет можно купить и у водителя — считает Иван Ниязов. Полностью доверять сбор денег шофёрам не нужно: автобус будет стоять по 5 минут на остановках, а пассажиры ждать, когда всех «обилетят».
По мнению эксперта, разовые поездки должны быть дороже. Вместо них стоит предложить людям проездные на срок до года. Это позволит оптимизировать маршрутную сеть и убрать дублирование, особенно через центр Калининграда. Даже если понадобится пересадка, это не вызовет у пассажира раздражения, ведь платить дважды не придётся.
А вот с зайцами нужно бороться серьёзными штрафами: приравнять к цене трёхмесячного проездного. Чтобы система работала эффективно, включиться должны все перевозчики.
В мэрии уже заявили, что есть планы по сокращению кондукторов. Это случится не раньше 2023 года, когда закончатся действующие контракты с транспортными предприятиями. Для внедрения хотят ставить счётчики, чтобы иметь представление о числе пассажиров. Если данные будут серьёзно отличаться от количества проданных билетов на конкретный автобус, проверкой займутся контролёры.