На днях водителя такси «Максим» в Калининграде обвинили в изнасиловании глухонемой пассажирки. «Клопс» обратился в компанию, чтобы узнать, по какому принципу берут на работу шофёров. На вопросы ответила специалист отдела по связям с общественностью Екатерина Мамай.
1. Как происходит отбор водителей?
— У сервиса «Максим» нет в штате водителей такси. Они являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, контрагентами и пользователями нашей цифровой платформы.
Для начала сотрудничества соискатель может заполнить анкету онлайн на нашем сайте или лично прийти в офис сервиса в Калининграде или другом городе. Водитель предъявляет паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля. Когда таксиста зарегистрируют, он сразу может выйти на линию.
2. Проверяют ли личность водителя: сведения о судимости, ДТП, состоял ли на учёте у психиатра и нарколога?
— Проблема в том, что в России информация о наличии или отсутствии судимости, псих- и наркоучёте за редким исключением закрыта даже от работодателей. У гражданских организаций нет законных полномочий требовать эти сведения, а соискатели не обязаны их представлять. Например, в СМИ сообщалось, что водитель, обвиняемый в изнасиловании пассажирки, является трудоустроенным работником скорой медицинской помощи. Какие проверки он проходил там?
Сервис «Максим» уже много лет предлагает объединить в системе МВД РФ разрозненные базы данных ведомств, которые содержат ключевую информацию о водителях. Сервисы заказа такси могли бы в режиме реального времени запрашивать и получать ответ автоматизированной системы на простой вопрос: безопасно сотрудничать с данным водителем, есть ли риски? Полноценный цифровой профиль водителей позволил бы реально повысить безопасность услуги. Такой системы, к сожалению, в России пока не существует. В других странах такие системы создаются.
3. Водитель получает заказ, а как проверить — действительно ли за рулём именно этот человек?
— У нас существует фотоконтроль и уникальный ID с необходимостью регулярно подтверждать личность и менять пароль. Кроме того, постоянно совершенствуются системы проверки анкет — это практически исключает возможность регистрации в сервисе по поддельным документам.
4. Отвечает ли руководство сервиса «Максим» за безопасность пассажиров во время поездок? Если да, то как?
— Мы стараемся сделать поездки безопасными, но полностью исключить риски невозможно. Например, мы не можем проверить состояние водителя на смене — по закону, это обязанность и ответственность самого перевозчика.
Бывают ситуации, когда оставшись в автомобиле один на один с пассажиром, водители поступают неправильно. В сервисе с 2017 года действует уникальная для рынка такси программа защиты пассажиров и водителей «Максим-гарантия», которая распространяется на случаи дорожно-транспортных происшествий, а также других ЧС с причинением вреда здоровью и жизни, в том числе — в результате противоправных действий третьих лиц. Сумма материальной помощи составляет до 2 миллионов рублей каждому пострадавшему участнику поездки.
5. Куда и как можно пожаловаться на водителя, который хамит, дерётся и т.п.?
— Отправить сообщение администрации можно через оператора контакт-центра, форму обратной связи в мобильном приложении «Максим» и на сайте сервиса. Все обращения фиксируются и обрабатываются круглосуточно.
6. Много ли жалоб поступает на калининградских водителей? Как вы поступаете в подобных случаях?
— Бывают претензии, но поступают и благодарности, в приложении по окончании поездок пассажиры ставят много хороших оценок водителям. В целом в Калининграде сервис пользуется популярностью и доверием людей.
Сотрудники сервиса разбираются по каждой претензии к водителю, качеству обслуживания, состоянию автомобиля. Если жалоба первая и незначительная, при этом таксист имеет высокий рейтинг и положительные отзывы других пассажиров, с ним проводится профилактическая работа. При грубом нарушении правил работы с сервисом, ПДД, если водитель совершает противоправное действие, сервис прекращает с ним сотрудничество.
7. Прокомментируйте случай с изнасилованием глухонемой пассажирки в Калининграде.
— По этой ситуации пассажир не обращался в сервис. Водитель заблокирован в системе до выяснения обстоятельств. Компания предоставит по запросу полиции всю имеющуюся информацию.
46-летний калининградец, который работал водителем скорой и подрабатывал в такси, изнасиловал глухонемую пассажирку. В отношении мужчины возбуждено уголовное дело. На допросе мужчина сообщил, что женщина сама к нему приставала. Мужчину арестовали. После случившегося эксперты назвали «Клопс» три правила безопасной поездки в такси.