19:57

Народные тропы и правильные светофоры: эксперт из Барселоны рассказал, как сделать Калининград удобным для всех

  1. Новости

Чтобы Калининград стал комфортным для всех жителей, ему не требуются большие финансовые вливания. Ведущий специалист по вопросам доступной среды в Барселоне Франческ Арагаль рассказал “Клопс”, какие механизмы нужно задействовать, чтобы город стал удобным. 

Удобства без больших затрат

Чтобы сэкономить средства при создании безбарьерной среды в городе, нужно придерживаться трёх правил, считает Арагаль. Во-первых, создавать инфраструктру сразу с учётом интересов всех категорий граждан. Во-вторых, поддерживать в исправности то, что уже существует. В-третьих, выявить проблемные участки и составить план изменений, в разработке которого должно участвовать население. Тогда деньги будут вкладываться правильно, говорит специалист.

“Когда я был с визитом в Аргентине, мне говорили, что у нас нет денег на то, чтобы менять города к лучшему. Но Барселона в начале перемен тоже была небогатым городом”, — рассказал испанский эксперт. 

Народная карта троп

Арагаль предложил использовать одну из открытых международных платформ типа “Яндекс.Карты”, “2Гис” для формирования отзывов об инфраструктуре города. В веб-версии для этого достаточно нажать на кнопку “Маршруты”, задать начальную и конечную точки, и на протяжении “пути” указывать на недостатки и писать предложения. Реагировать на критику калининградцев и обсуждать их идеи по улучшению городской среды должны ответственные за содержание дорог и улиц чиновники.

Идею испанца прокомментировал главный архитектор Калининграда Андрей Анисимов. Он отметил, что у проекта большой потенциал

“Не нужно ждать законов, надо это создавать как можно скорее. Ведь  программы, технологии есть, остался вопрос в наполнении. Сбор информации помог бы понять, куда нужно городу развиваться”, — считает Анисимов. 

Бордюры до нуля

Арагаль отметил, что в Калининграде пониженные бордюры. По его мнению, для большего комфорта они должны быть на одном уровне с проезжей частью. Тогда переходить дорогу будет удобно всем — и инвалидам, и пожилым людям, и женщинам с колясками. Кроме того, он предложил оборудовать выходы на дорогу покрытием, отличным от тротуара. Это поможет повысить безопасность при переходе проезжей части, в  том числе, для незрячих людей.

Пандусы для всех

Пандусы возле жилых домов и административных зданий нужно строить не с крутым углом наклона. Идеальный вариант, по мнению Арагаля,  — 4%. В этом случае не понадобятся поручни, люди смогут подниматься и спускаться без них.

По российским стандартам, нормативный угол наклона пандуса — не более 1:20 (5%, или 2,86 градуса). Допускается увеличение  до 1:10 (10%, или 5,71 градуса).

Доступная навигация 

Городу нужно принять сигнальную систему знаков. Другими словами, должен быть единый подход к обозначению улиц, важных туристических и социальных объектов. 

Сейчас с этим в Калининграде проблемы, несмотря на то, что многое было изменено к лучшему в преддверии футбольного мундиаля в 2018 году. На многих улицах названия только на русском языке, и человеку, который не читает кириллицу, ориентироваться сложно. Кроме того, в городском транспорте после жалоб местных жителей отменили объявления остановок на английском языке. 

Комфортный режим работы светофоров

Зелёная секция на светофорах для пешеходов должна работать столько секунд, за которое может перейти дорогу любой человек. Если этого добиться не получается, посередине автотрассы нужно строить островок безопасности, посоветовал испанский специалист.

В Калининграде наблюдается обратная ситуация: зелёный  свет для пешеходов включается на всё более короткие промежутки времени. Последний пример — на ул. Черняховского у Центрального рынка. Иногда даже здоровый человек за одну фазу светофора не успевает пересечь проезжую часть, как это бывает на ул. Театральной между торговыми центрами “Европа” и “Маяк”.   

Островки безопасности тоже вызывают нарекания. Так, например, во время рейда ОНФ эксперты назвали формальным подход к организации такого островка на ул. Невского. 

Антикарманы для общественного транспорта

На улицах с парковками следует строить антикарманы для общественного транспорта, говорит Арагаль. Их строят на дороге, чтобы ожидающие транспорт пассажиры не мешали идущим по тротуару пешеходам. Как они функционируют, можно прочитать здесь.

По словам эксперта, антикарман можно собрать из переработанного пластика очень быстро практически на любой улице. Один день — и автобус не тратит время пассажиров на лишние маневры и объезд припаркованных машин.

Компенсации бизнесу

Власти должны компенсировать бизнесу затраты на создание удобной среды, уверен Арагаль. По его словам, суммы компенсаций в Барселоне власти составляют от 40 до 60% расходов предпринимателей на установку безбарьерной среды. Это выгодно государству: город становится удобнее, а траты соцслужб на организацию ухода за инвалидами сокращаются.