18:31

Миллионы на воздух: калининградские бизнесмены о новых тарифах за вывоз мусора

  1. Новости

Предпринимательское сообщество Калининградской области обеспокоено многократным увеличением тарифов на вывоз мусора. С приходом нового оператора  — "Единой системы обращения с отходами" (ЕССО) — изменился расчёт тарифа. Теперь бизнес обязали платить в шесть-десять раз больше, чем в 2018 году. О том, почему так получилось и чем в итоге может обернуться, “Клопс” рассказали эксперты. 

В основе нового тарифа “квадратура” вместо “кубатуры”

По словам заместителя гендиректора торговой сети Spar Алексея Елаева в регионе выбрана абсурдная методика расчета тарифов, которая в вынуждает бизнес “платить за воздух, а не за реальный вывоз мусора”. Об этом он заявил в в прямом эфире "Business FM — Калининград"

“Оплата за вывоз мусора, бывает двух типов — по метражу и по фактическому вывозу отходов. Так получилось, что в Калининградской области региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами категорически отказывается заключать договоры по нормативам контейнеров, которые есть у юридических лиц”, — рассказал Елаев.

По его словам, объем мусора, который производят 45 торговых центров сети Spar в год, составляет 25 тысяч кубометров. 

“Нам же говорят, что за наши магазины мы должны платить в зависимости от занимаемой площади, а это 55 169 кубометров. То есть идёт превышение на 30 тысяч кубических метров в год примерно. А это 15 миллионов рублей, просто за воздух. И такая ситуация возникла у всего бизнеса Калининградской области. Проблема колоссальная, гигантская”, — подчеркнул Елаев.

Такого же мнения придерживается депутат Калининградской областной думы, вице-президент ООО “DSV Транспорт” Леонид Степанюк.

“Вчера мы рассматривали этот вопрос в думе и пришли к единому мнению, что надо принимать решение о том, что тариф надо устанавливать в зависимости от реальных объёмов вывезенного мусора. Иначе получаются просто нереальные цифры. Если считать, как сейчас, с квадратного метра, то площадь склада десять или 20 тысяч. Но складское помещение не генерирует отходы. Возьмём компанию DSV  — склады полностью заставлены грузами, которые просто приходят и уходят. О каком мусоре там может идти речь?”— отметил Степанюк. 

Как рассказывает региональный бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов, методика расчёта тарифа для юридических лиц стала известна совсем недавно, потому у фирм и компаний не было возможности подготовиться к изменениям и обсудить их с региональным оператором и минэкологии Калининградской области.

“В декабре все совещания, которые происходили с бизнесом по этому вопросу,  были без реальных расчётов нового тарифа — его методика тогда только утверждалась. Предприниматели не могли что-то конкретное сказать, так как реальных цифр они не видели. А сейчас бизнесмены сообщают о шестикратном, семикратном и даже десятикратном повышении тарифа в сравнении с прошлым годом”, — уточнил Дыханов.

Раздельный сбор мусора стал невыгоден

Конечная цель “мусорной реформы” — прийти к более цивилизованному обращению с отходами, утилизации и вторичной переработке. Но так как тариф не привязан к фактической “кубатуре”, сокращать количество производимого мусора компаниям невыгодно.

“У современного непродовольственного магазина мало отходов образуется. В основном, картон и пластик, который они сдают. Но оператору всё равно. Он говорит  — платите по квадратным метрам площади. Зачем тогда было вводить различные природоохранные мероприятия, налаживать пресс-контейнеры на крупных торговых центрах и складах, чтобы это всё оказалось неважным? ”— добавил Елаев. 

“Такой подход не стимулирует региональный бизнес заниматься раздельным сбором. Тебе всё равно с метра насчитают, а не от объёма мусора, который ты производишь. Тогда зачем сдавать отдельно макулатуру, пластик или, например, металл? Получается что новый тариф входит в противоречие с сутью мусорной реформы”, — отметил  Дыханов. 

Отсутствие компромисса приведет к судебным тяжбам 

Сейчас в приёмную уполномоченного поступило несколько коллективных обращений от предпринимателей различных городов области. В них люди жалуются на то, что многократное увеличение тарифов ударит по бизнесу региона. По словам Дыханова, всем участникам этого процесса надо немедленно сесть за стол переговоров. 

“Озабоченность большая, жалоб много и заявлений много. Это грозит тем, что будет массовое незаключение договоров. Суды будут завалены заявлениями от бизнеса и от единого оператора. Транспортировщики отходов могут  пойти на принцип и не вывозить мусор с отдельных предприятий. Таким образом, будет или судебный, или мусорный коллапс. Так что нужно искать компромисс”, — заявил омбудсмен.

Леонид Степанюк также рассказал о необходимости диалога между единым региональным оператором и предпринимателями. 

“Реакция всего бизнес-сообщества, что в Балтийском деловом клубе, что в Торгово-промышленной палате, сильно отрицательная. Будем рассматривать  этот вопрос на комитете, в рабочем порядке в областной думе, и пытаться внести соответствующие изменения. Думаю, что в конечном итоге бизнес будет услышан, и мы придём к тарифам по физическим объёмам”, — добавил эксперт. 

За бизнес заплатит покупатель

Судебный и мусорный коллапс — ещё не всё, чем может грозить отсутствие диалога в этом вопросе. Торговые сети будут вынуждены поднять цены, уверен заместитель генерального директора торговой сети Spar.

“За бизнес заплатят покупатели. Других денег у предпринимателей просто нет”, — подчеркнул Елаев. 

Руководство торговой сети подготовило обращения к губернатору и прокурору Калининградской области, с требованием проверить тариф на законность действий “ЕССО”.

“Мусорная реформа” в Калининградской области  стартовала с января текущего года. Ответы на шесть самых популярных вопросов о работе оператора — в материале "Клопс". О положительных моментах реформы можно почитать здесь