В среду, 26 сентября, в Центральном районном суде Калининграда началось рассмотрение уголовного дела по обвинению главного редактора газеты “Новые колёса” Игоря Рудникова в вымогательстве в особо крупном размере у руководителя регионального управления Следственного комитета РФ Виктора Леденева. Напомним, по версии следствия, Игорь Рудников вымогал 50 тысяч долларов США у начальника регионального управления СК Виктора Леденева. Якобы за денежное вознаграждение Рудников обещал не публиковать в газете “сведения, порочащие Леденева”. Вторым фигурантом дела является экс-зам полпреда президента в СЗФО Александр Дацышин.
На первом заседании рассматривался вопрос о продлении или изменении меры пресечения обвиняемым. Напомним, Игорь Рудников после задержания в ноябре 2017 года был арестован, при этом, срок содержания под стражей ему неоднократно продлевался. Александр Дацышин был помещён под домашний арест, и с ноября 2017 года находился в своём доме в Светлогорске.
Защита Рудникова и Дацышина выступила против продления меры пресечения. По их мнению, все те основания, на которые ссылалось следствие при избрании меры пресечения, уже отпали.
“Если мы посмотрим, на основании чего Рудникова заключили под стражу, мы увидим там какие-то “заклинания” и “мантры”, — отметила адвокат Рудникова Анна Паничева. — Может скрыться… может заниматься преступной деятельностью… может угрожать… может уничтожить… Но это применимо к любой мере пресечения. С другой стороны, чем это подтверждается? Может продолжить заниматься преступной деятельностью. Рудникова обвиняют в том, что он вымогал деньги у руководителя следственного управлении Следственного комитета Калининградской области, у генерал-лейтенанта. Он что, будет ездить по областям и вымогать деньги у генералов, возглавляющих следственные управления? Какую преступную деятельность он сможет продолжить? Или, если он выйдет на свободу, он будет ходить к Леденеву и требовать эти деньги? Кому он будет угрожать? Леденеву, который, как мы полагаем, очень хорошо и надёжно защищён?”
По словам Паничевой, суду ничего не мешает изменить Рудникову меру пресечения на подписку о невыезде или домашний арест. Она напомнила, что журналист проживает в Калининграде, у него есть жильё, он человек, в общем, с безупречной репутацией и с положительными характеристиками.
“Он действительно хочет защитить свое доброе имя, он будет являться в суд, — заявила адвокат. — Зачем вообще государству мучить человека и держать его изоляторе, условия в котором являются пыточными?”
Нет доказательств, что и Александр Дацышин, если ему изменить меру пресечения, будет как-то влиять на это дело, заявил его защитник адвокат Сергей Баранов.
“На протяжении всего предварительного следствия и момента избрания Дацышину меры пресечения в виде домашнего ареста и до настоящего времени не собрано ни одного доказательства, что ему необходимо применять такую меру пресечения, — заявил адвокат Сергей Баранов. — Не предоставлено никаких данных, что во время предварительного следствия Дацышин или кто-то другой пытался воздействовать на какого-либо свидетеля или уничтожить доказательства”.
Адвокат Баранов попросил суд изменить Дацышину меру пресечения на подписку о невыезде или залог в размере от 1 до 5 млн рублей, при этом залогодателем готов был выступить сам Баранов. В случае, если суд откажется изменять меру пресечения, защита Дацышина попросила изменить условия отбывания домашнего ареста.
“Сейчас ему запрещено выходить из дома на прилегающую территорию, пользоваться почтой, телефонной связью и интернетом. Хотя даже в СИЗО у арестованных есть ежедневные прогулки. При этом ему не запрещено встречаться дома с гостями”, — сказал Сергей Баранов. Он предложил суду разрешить Дацышину пользоваться телефоном и интернетом, посещать офисы защитников и двухразовые прогулки по Светлогорску.
Представитель прокуратуры в ходе судебного заседания заявила, что Рудников и Дацышин обвиняются в совершении особо тяжкого преступления. Поэтому, учитывая тяжесть предъявленных им обвинений, они, находясь на свободе и обладая “обширными связями” в кругах госвласти и правоохранительных органов, могут оказать воздействие на участников уголовного дела, угрожать свидетелям, уничтожить или скрыть доказательства или даже скрыться от суда. Кроме этого, нет никаких данных, что Рудников не может находиться в СИЗО, а Дацышин — под домашним арестом, сказала она.
“Иные, более мягкие меры пресечения не обеспечат надлежащего рассмотрения уголовного дела. Поэтому прошу оставить им меру пресечения без изменения и продлить срок содержания под стражей Рудникову на шесть месяцев, Дацышину под домашним арестом также на шесть месяцев”, — заявила представитель прокуратуры.
После двухчасового перерыва, судья Людмила Сагий продлила Игорю Рудникову срок содержания под стражей на шесть месяцев — до 1 марта 2019 года. Александру Дацышину изменили условия нахождения под домашним арестом. В частности, ему разрешили пользоваться телефоном и интернетом, совершать двухчасовые прогулки по Светлогорску и посещать своего адвоката.
В ноябре 2017 года в Центральном районном суде Калининграда Игоря Рудникова арестовали до 1 января 2018 года месяца по обвинению в вымогательстве. В декабре Басманный суд Москвы продлил Рудникову срок содержания под стражей.