Власти Калининграда разрабатывают концепцию развития трамвайной сети, а также ведут переговоры с производителем новых вагонов. "Клопс" собрал пять предложений по работе рельсового транспорта, которые позволили бы сделать поездку комфортнее.
1. Сделать выделенную полосу
В Калининграде трамвайные и автомобильные пути пересекаются на нескольких участках дорог, из-за этого в пробке стоят все участники движения. Чтобы рельсовый транспорт шёл быстрее, достаточно нанести разметку, которая бы не позволяла выезжать машинам на выделенную полосу. Это можно сделать на улице Черняховского, площади Победы, Советском проспекте (на перекрёстке с ул. Нарвской), Острове. В большинстве случаев, выезжая на рельсы, водителям все равно приходится перестраиваться обратно, и заторы только увеличиваются. Например, выехать с ул. Черняховского на пл. Василевского с путей нельзя, так же, как и повернуть налево с той же улицы на Ленинский проспект.
2. Отрегулировать светофоры
Чтобы ехать на трамвае без пробок, на светофорах следует установить систему интеллектуального управления дорожным трафиком: как только к перекрёстку подъезжает вагон, светофор загорается зелёным. Аналогичная система уже работает в польском Ольштыне.
3. Использовать интерактивные табло
Сейчас движение калининградского трамвая невозможно отследить ни в одном навигаторе, спрогнозировать время в пути невозможно. Ожидающие на остановках люди не знают, во сколько прибудет транспорт. На каждой остановке желательно установить информационные интерактивные табло, как в той же Польше.
4. Бонус за проезд
Для популяризации езды на трамваях можно ввести карты лояльности. С их помощью пассажиры могли бы оплачивать проезд электронным способом. При этом за каждую десятую (20-ю и т. д.) поездку полагался бы бонус. Также по аналогии с московской картой "Тройка" можно заключить договор с рядом компаний, которые могли бы предоставлять пассажирам скидки по этим проездным.
5. Увеличить скорость
Нынешний подвижной состав разгоняется до 40 км/ч. Этой скорости может быть достаточно для города, но только при условии, что она будет соблюдаться на всём маршруте. Для этого следует отремонтировать пути на Фестивальной Аллее. Планы по модернизации сети обсуждались много лет, но до фактической реализации дело пока так и не дошло.
Вдохнуть в трамвай новую жизнь
Директор по транспортному планированию и прогнозированию Центра экономики и инфраструктуры Александр Морозов из Москвы после нескольких визитов в Калининград рассказал о своём видении развития рельсового городского транспорта в самом западном регионе России.
"Основной способ — передача этого вида транспорта в концессию. Но для начала нужно выполнить ряд условий.
Первым делом нужно перейти на единую систему оплаты проезда, а с перевозчиками работать по брутто-контракту. Это значит, что предприятие будет получать не за каждого пассажира (как сейчас мы платим кондуктору), а за километраж. Сам заказ формирует администрация Калининграда. Она понимает, на каких направлениях больше всего нужен транспорт и какой вместимости.
Кроме того, следует ввести проездной билет. Он удобен пассажиру, так как нет необходимости всё время возить с собой деньги. Система должна быть электронной, но снятий за каждую поездку быть не должно. Билет следует вводить повременной, а не по количеству поездок, тогда получится достичь главного предназначения общественного транспорта — перевозить больше пассажиров меньшим ресурсом.
Что касается тарифа, то разовая поездка может быть дороже, зато месячный проездной не должен превышать тарифа в 40 поездок.
При подобном планировании произойдет оптимизация транспортной сети. На каждой улице останется не больше двух-трёх маршрутов. Тогда можно будет запускать трамвай. Ведь сегодня с остановок на Ленинском проспекте или улице Черняховского можно уехать каждые 15 секунд. Такое большое количество автобусов приводит к нагрузке на дорожную сеть (встают вторым рядом, мешают проезду машин, происходят ДТП). Трамваи будут ходить через каждые пять минут, но этого будет достаточно для людей, ведь ими смогут пользоваться все категории пассажиров, на дорогах не будет гонок, а вагоны пойдут по расписанию и без задержек.
Когда город сделает эти вещи, в Калининград сможет прийти концессионер, который закупит вагоны и обновит рельсы".