За летний сезон потребительская корзина жителей Калининграда изменилась, горожане стали тщательней выбирать продукты и меньше тратить. "Клопс" выяснил у покупателей и продавцов, во что обходится сейчас поход в магазин и на чём потребители чаще всего экономят.
В крупных торговых сетях калининградцы стали реже покупать товар в большом количестве. Случаи, когда посетители тратят на продукты более 5 тыс. рублей, единичные, отмечают сотрудники супермаркетов. Некоторые горожане ходят по магазинам ежедневно, но оставляют в кассе незначительные суммы. Также покупатели стали более избирательно подходить к выбору продуктов и отдают предпочтение бюджетным вариантам.
"Поток покупателей увеличился, но обычно тратят не более двух тысяч рублей за раз. Многих клиентов мы уже знаем в лицо — заходят после работы, докупают недостающие продукты, обычно тратят меньше 500 рублей. Конечно, стали чаще экономить. Соки, подсолнечное масло, минералку, газированную воду обычно берут более дешёвые. Не экономят на покупке мяса и молочки, предпочитают качественную продукцию", — отметила кассир ТС "Спар" Екатерина.
В некоторых торговых сетях покупателей завлекают недельными скидками. Дисконтный товар популярен среди горожан — на выходных продукты закупают оптом. Некоторые товары в крупных магазинах стоят дешевле, чем на рынке, и всегда пользуется спросом среди покупателей. Но в отсутствие скидок калининградцы берут только то, что действительно необходимо.
"В "Семье" по определённым дням проходят скидки. Берём сразу несколько корзин и закупаемся на целую неделю. Так выгодно: чек получается длиннее, но по себестоимости дешевле, выходит менее трёх тысяч рублей. Некоторые товары очень дешёвые. В одном торговом центре, например, свинина в июле подорожала на восемь рублей, но все равно доступней, чем на центральном рынке, всего 189 рублей за килограмм. Если приходится что-то докупать, берём, конечно, но только самое необходимое и недорогое", — рассказывает жительница Центрального района Калининграда Светлана Николаевна.
По словам торговцев на городских рынках, летом калининградцы берут совсем мало продуктов. Выбирать товар на солнцепёке не так комфортно, как в магазине с кондиционером, говорят они. Особенно мало покупателей в августе — люди больше тратятся на подготовку детей к новому учебному году. Но главная проблема – доходы населения сократились, считают продавцы.
"У людей стало меньше денег, это чувствуется даже по взгляду и походке. Если раньше чаще смотрели на товар, то теперь сразу смотрят на ценники, ходить по рядам стали быстрее. Берут мало. Если весной яблоки покупали минимум по килограмму, то теперь по полкило, а иногда и поштучно. Сейчас главная забота — подготовить ребёнка к школе, а это влетает в копеечку. Конечно, сейчас много магазинов понастроили, людям проще купить что-то рядом с домом, а не ехать в центр города, тратить время и деньги", — делится продавец фруктов Михаил.
Лучше дела обстоят владельцев небольших магазинчиков. Торговые помещения располагаются обычно на первом этаже жилого дома, цены демократичные — жильцам удобно и выгодно. Однако и здесь покупатели предпочитают не брать лишнего.
"С клиентами у нас все очень стабильно, многим продаём в кредит, всегда деньги возвращают. Покупают по-разному: иногда это 100 рублей, иногда две тысячи. Но люди, конечно, экономят. Бывает, бабушка закажет продукты, потом не берёт, в чём-то себе отказывает. Предлагаем ей заплатить потом, но не хочет, лишних денег нет", — рассказывает предприниматель Евгений.
В России средний чек при походе в магазин достиг минимального показателя за последние два года и в июле составил 496 рублей. По данным опроса "Клопс", около 40% респондентов оставляют на кассе одну-две тысячи рублей за раз.