Калининградка Елена Столповская побывала в США в рамках обмена по программе "Открытый мир". Девушка жила в американской семье, общалась с коллегами из Флориды и побывала в медцентре, где людям помогают худеть. О своей поездке Елена рассказала "Клопс".
Как попасть в программу
"Программу "Открытый мир" придумали и воплотили в жизнь академик Дмитрий Лихачёв и дипломат Джон Браун. Она предполагает обмен делегациями, участников которых выдвигают различные общественные организации. Смысл такого обмена — дать профессионалам возможность обменяться опытом. Последнее слово в отборе кандидатов остаётся за посольствами США. Чтобы стать участником программы, не обязательно владеть английским.
Меня выдвинула Ассоциация деловых женщин регионов при поддержке общественной организации "Опора России". Я заполнила анкету, отправила её в "Открытый мир" и примерно через месяц получила положительный ответ.
Чем Пенсакола напоминает Калининград
Пенсакола, где мы жили, — город во Флориде на побережье Мексиканского залива. Здесь субтропический морской климат, а население чуть меньше, чем в Калининграде: вместе с пригородами — порядка 400 тыс. человек. История Пенсаколы такая же непростая, как и у нас: в разное время над городом красовались флаги Конфедеративных Штатов, Великобритании, Франции и Испании.
Здесь находится одна из крупных американских баз ВВС. В огромном музее военно-морской авиации есть и российские самолёты.
В Пенсаколе есть одноэтажные жилые районы, но город не кажется маленьким. Здесь много больших торговых центров, молов, аутлетов, ресторанов. Целая улица отведена под музеи.
Модно быть волонтёром
Нас принимал "Совет гражданской дипломатии". В Америке популярно объединяться в общественные, волонтёрские организации.
"Один голос не услышат. Когда ваших голосов много, вы можете о чём-то заявить и быть услышанными", — так объяснил эту особенность американцев основатель программы "Открытый мир" Джон Браун, который читал нам лекцию в Библиотеке Конгресса.
Вашингтон — необычный город. В его зданиях из красного кирпича есть что-то от Калининграда. Общее ощущение — свобода, уверенность в своём дне, сегодняшнем и завтрашнем.
Наша американская семья
Мы все жили в принимающих семьях. Нас, меня и ещё одну девушку, поселили в дом к очень приятной паре. Ли — бывший дипломатический работник, Кент — военный инженер. Оба на пенсии и работают волонтёрами в Музее авиации.
Нам выделили комнаты, в которых раньше жили их сыновья.
Мы провели вместе с супругами ДеСантис все вечера и ещё целый день. В воскресенье наши новые "родители" отменили утреннее посещение церкви, чтобы отвезти нас на пару часов на пляж, куда мы с Дашей очень хотели попасть. В Пенсаколе практически все ходят в церковь в выходной, поэтому мы очень прониклись таким внимательным отношением к нам.
Каждое утро наша "американская мама" вручала нам по пакетику: орешки, конфеты, вафли, бутылка воды. На морскую прогулку заботливо дали бейсболки, так как было очень солнечно.
Немного про еду
На каждый обед и ужин нам выделялась определённая сумма. За всё, что свыше, платишь сам — таковы условия программы. Выделенных денег нам хватало на один-два полноценных блюда.
В Калининграде я занимаюсь разработкой программ для похудения, помогаю людям переходить на здоровое питание, и уже на первом завтраке в гостинице Вашингтона я поняла, что легко мне не будет. Завтрак был континентальный. Никаких каш. Очень сытная, тяжёлая еда, которую и на обед выберет не каждый.
В принимающей семье на завтрак подавали джемы, покупную выпечку — пироги, кексы, которые неделями могут стоять в холодильнике и выглядеть, как свежеиспечённые. Американцы, наверное, сказали бы: не портятся, потому что из качественных продуктов. У меня на этот счёт своё мнение: продукты хранятся благодаря обилию консервантов.
В Пенсаколе в ресторанах очень много рыбы и моллюсков, всё свежайшее, выловлено тут же. Но подаётся это зачастую в толстой панировке или кляре. Даже к стейку из тунца предлагают картофель фри с искусственными соусами вроде кетчупа.
Конечно, есть и здоровая еда. В Пенсаколе имеется вегетарианское кафе. Судя по семье, в которой мы жили, и ассортименту супермаркетов, американцы едят много овощей и зелени. Но при этом салат может сочетаться с жирными крекерами. Крекеры подают во многих ресторанах как комплимент или закуску.
Большинство мужчин и женщин имеют проблемы с лишним весом. Тех, кто весит меньше 60 кг, мало даже среди 20–30-летних. Мы шутили, что наша делегация из восьми стройных девушек выглядит нетипично на общем фоне.
У нас была поездка в велнесс-центр при одной из городских больниц, где людям помогают худеть. Больница и центр — коммерческий проект баптистской церкви. Здесь есть специальная программа помощи медсёстрам, раз в год медсестра и её супруг могут бесплатно пройти диспансеризацию.
Здесь есть супермаркет экопродуктов, витаминов. Есть кафе и обучающий центр, где проводят кулинарные мастер-классы, занятия йогой, лекции. Говорят, что клиентов всё больше. К примеру, наши "приёмные родители" тоже покупают там полезные чипсы и колбаски.
Специалисты центра показали упаковки йогуртов и молока — коровьего и растительного. Возле каждого продукта положили сахар, от восьми до 18 кубиков. Столько содержится в этих продуктах. Чудовищно много!
Некоторые американцы делают операции по уменьшению желудка. Но, по словам работников центра, большинство не видит в лишнем весе угрозы здоровью.
Школа
Мы побывали в общеобразовательной школе. Её директор, как нам сказали, предпочитает вкладывать средства в оснащение, а не в косметический ремонт. Поэтому при довольно скромных внешних данных здесь богатая "начинка": в классах электронные доски, проекторы, много информационных материалов на стенах.
В классных комнатах начальной школы мы увидели столики со сладостями, водой, стаканчиками. И это при наличии столовой. Детки верхнюю одежду вешают тут же, в классе, для этого есть шкафчики. Сменной обуви у них не существует. Кстати, улицы в городе чистые настолько, что люди ходят по дому в уличной обуви. И при этом никакой пыли и грязи на полу.
Торгово-промышленная палата
Основная функция торгово-промышленной палаты Флориды — лоббирование интересов бизнеса на уровне законодательной власти. ТПП помогает через сенаторов продвигать новые законы или вносить изменения в существующие.
Палата взаимодействует с университетами, где совместно создаются кафедры для обучения бизнес-процессам. Военных пенсионеров обучают новым профессиям.
Ещё одна немаловажная функция — помощь в получении лицензий. В США их требуется больше, чем у нас, в каждом штате для одной и той же деятельности нужна своя лицензия.
Зато здесь много нетипичных для нас льгот — например, на приобретение канцтоваров. Некоторыми товарами позволяется торговать в определённые дни года без налога с продаж (sales tax). К примеру, в преддверии учебного года.
В США малый бизнес составляет основу всего предпринимательства. То, что у нас часто называют самозанятостью, там считается малым бизнесом. Мы увидели активное взаимодействие людей и организаций друг с другом. Отлично развит нетворкинг.