Новости
21.11.2017
10:00

Ходите за покупками сытыми, расплачивайтесь наличными и ещё шесть советов от эксперта о том, как не совершать ненужных трат в магазинах

Ходите за покупками сытыми, расплачивайтесь наличными и ещё шесть советов от эксперта о том, как не совершать ненужных трат в магазинах
Многие из нас хоть раз, но вопрошали: куда уходят деньги? Да никуда они не уходят, просто у вас неправильное финансовое поведение. Ходите в магазин голодным и любите кофе навынос — будьте готовы к переплатам. Каковы правила финансово грамотного покупателя — выясняем.

Шоколадки на кассе и кофе навынос

По статистике, 61% россиян совершает импульсивные покупки. Об этом рассказала менеджер интернет-портала Fingramota.org, сертифицированный тьютер по финансовой грамотности Минфина РФ Алина Судакова. В рамках недавней Недели сбережений она стала участницей Марафона по финансовой грамотности.
"По данным компании Visa, 30% от общего объёма трат человека приходится на неосознанные расходы. Это расходы, о которых мы не задумываемся и которые не учитываем. Проезд, покупка кофе… Наверняка вы слышали про "эффект капучино", который показывает, как много денег мы можем тратить на свои привычки. Например, по 150 рублей в день на кофе. В неделю это 750 рублей. В месяц — 3000 рублей. А в год — 36 тысяч рублей. И это только за кофе!" — рассказывает Судакова.
Кстати, в Америке ситуация ещё хуже. Там импульсивные покупки совершает 84% населения. Не удивительно, что и закредитованы американцы ещё больше, чем россияне. При этом и у них, и у нас восемь из десяти импульсивных покупок совершается в обычных магазинах и лишь 40% — при онлайн-шопинге.
"Интересно, что при запланированном шопинге мы тратим значительно меньше и реже становимся жертвами маркетинга и рекламы. Если шопинг был неожиданный, мы на 23% больше совершаем покупок", — рассказала эксперт.
Портрет "импульсивного" покупателя
По статистике, на 45% больше импульсивных покупок совершают одинокие, не семейные люди. Когда у тебя есть дети, тут уж не до покупки десятой пары туфель. Чаще всего спонтанные покупки совершает молодёжь от 15 до 20 лет. А реже всего — пенсионеры.
Если вы ходите в магазин за хорошим настроением, будьте готовы к "неожиданным" тратам. В плохом настроении очень хочется удивить себя чем-то ярким и вкусным. Кстати, это же касается и очень сильной радости: когда вы в эйфории, кажется, что весь мир у ваших ног. Отсюда и опять спонтанные и ненужные траты.
"Импульсивный" покупатель любит заглянуть в магазин голодным и без списка покупок. Часто он может зайти в торговый центр, получив неожиданный доход — например, премию — и спускает деньги вместо того, чтобы отложить их на что-то действительно нужное. И это психология — человеку хочется поощрить себя за "неожиданно свалившиеся на голову" деньги.
И кстати, совсем неожиданное наблюдение психологов: больше тратят те, кто живёт и работает "в хаосе".
"Если у вас неправильная организация пространства, вы, скорей всего, будете тратить больше. Нам кажется, что наш беспорядок на рабочем месте или дома никак на нас не сказывается. Но если мы живём в хаосе, то, приходя в магазин, и его воспринимаем как хаос. Отсюда и хаотичное финансовое поведение", — говорит Судакова.
Итак, как же действовать, чтобы не переплачивать при совершении ежедневных трат?

Правила финансово грамотного покупателя

Составляете список покупок и не ходите в магазин голодными. Список автоматически отрезает ненужное
"Если вы ходите в магазин без списка покупок, да ещё и будучи голодным, то ваш чек вырастет в среднем на 30%", — говорит исполнительный директор Института финансового планирования Андрей Федяев.

Перед походом в магазин всегда составляйте список. Причём он необязательно должен быть бумажным. В интернете есть приложения — например, "Купи батон".

С голодным желудком всё понятно: после работы хочется съесть слона, и магазин вам его с радостью предложит. За ваши деньги.
Берите в магазин наличные
Не стоит ходить за покупками с дебетовой картой: есть риск потратить больше. И уж точно не берите в торговый центр кредитку. Возьмите ограниченную сумму наличных, которую вы готовы потратить. И потратьте.
Внимательно изучайте цены и расположение товаров
"Наши российские сети любят играть с внимательностью покупателей, — говорит Судакова. — Например, проходит акция, жёлтые ценники повсюду. Вы подходите и думаете: как выгодно, сейчас куплю. А на кассе оказывается, что цена выше. Почему? Акция закончилась. А почему ценник жёлтый? Недосмотрели! На самом деле не недосмотрели, а специально не убрали, чтобы продать продукт подороже!"
Ещё один момент — расположение товаров на полках. Вам кажется, что они лежат без системы — отнюдь. Над этим очень серьёзно работают маркетологи. Товар, который нужно продать побыстрее и который стоит подороже, располагается на уровне наших глаз. Мало кто смотрит на т.н. "уровень шляпы" или на уровень обуви. А ведь именно там расположены наиболее выгодные предложения. Смотрите ниже и выше. Не ленитесь!
Пользуйтесь скидками грамотно
Крупные магазины регулярно проводят акции и устраивают распродажи. Так они хотят привлечь покупателей, избавиться от товарных остатков либо надеются, что привлечённый скидками человек заодно прихватит что-нибудь ещё. Но если вы будете помнить, что покупать "что-то ещё" совсем не обязательно, вы действительно сэкономите.

Главное — проверяйте качество товара, вдруг скидка вызвана его браком. И не забудьте спросить себя: я покупаю этот товар потому, что он со скидкой, или потому, что он мне действительно нужен. Финансово грамотный покупатель может ответить себе на этот вопрос честно.
Ищите "свободную кассу"
Речь о том, что далеко не каждый человек может удержать себя от покупок ненужных шоколадок, жевательных резинок, конфет и прочего на кассе. Перед тобой ещё три человека, а здесь сосредоточение самого яркого и вкусного! И самого дорогого. Нужны батарейки и шоколад? Вернитесь в торговый зал и выберите подешевле.
Финансово грамотные покупатели делают это с лёгкостью. Они, образно говоря, всегда идут на свободную кассу, где нет очереди и ненужных соблазнов.
Сравнивайте цены в разных магазинах
Даже магазины, находящиеся совсем рядом, могут предлагать один и тот же товар по разным ценам. Изучите предложения, особенно если речь идёт о крупных покупках или закупке на неделю: экономия может оказаться существенной.
Кстати: может, аналогичные товары дешевле заказать в интернете?
Не переплачивайте за бренд
Да, известная торговая марка действительно может свидетельствовать о качестве. Но зачастую широко разрекламированный товар по своим потребительским свойствам мало чем отличается от менее известного. А в его цену всегда заложены расходы на рекламу и красочную упаковку.
Это, разумеется, не значит, что в любой ситуации можно и нужно покупать самые дешёвые товары. Низкая цена может означать, что производитель сильно сэкономил на качестве, а ваша покупка окажется бессмысленной или даже опасной.
Учите финансовой грамотности детей
На самом деле дети очень легко включаются в игру "На чём мы можем сэкономить". Попробуйте дома вместе составить список покупок и обязательно спросите ребёнка, что он хотел бы занести туда. В магазине задействуйте ребёнка по максимуму. Пусть он везёт тележку, достаёт товары с полок. Попросите найти самые дешёвые предложения. Поиграйте с ним, и наверняка ему это понравится. Но умейте и отказывать. Объясните, почему вы не можете купить ту или иную вещь прямо сейчас.
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.