Новости
17.10.2017
10:43

Ближе к жизни: в вузах появится экономическая культура

Российские вузы будут по-новому преподавать экономику. Она преобразуется в экономическую культуру, где важной составляющей будет финансовая грамотность. И тем самым дисциплина станет ближе к реальности, говорят эксперты.

Жизнь меняется

На прошлой неделе в Калининградской области собрались представители экономических факультетов ведущих вузов нашей страны из 15 регионов. В рамках круглого стола, который прошёл на базе Центробанка, они обсудили вопрос, как преподавать студентам экономику. Причём не только студентам-экономистам, но и тем, кто учится на совсем других специальностях. 
 
Жизнь не стоит на месте, и сегодня без основ финансовой грамотности современному человеку нельзя. Удивительно, но современная экономика, курс которой читают студентам в большинстве российских университетов, не сильно отличается о той, что была и 10, и 20 лет назад.
 
"В значительной части это осталось формализованной экономической теорией, скучной, неинтересной, оторванной от жизни", — говорит заместитель декана по развитию экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Трухачев.
 
И если нашим родителям преподавали марксистскую политическую экономию, то двадцать лет назад мы слушали микро- и макроэкономику — совершенно абстрактную вещь, отстранённую от экономических реалий, отмечает Трухачев. В какой-то момент её перестали называть экономической теорией, а стали называть экономикой. Но дальше дело не пошло — учебники и в целом учебный план остались прежними.
 
В этом году было принято сразу несколько стратегически важных документов, меняющих всю концепцию преподавания экономики. В апреле была утверждена дорожная карта Центробанка и Министерства образования РФ по продвижению вопросов финансовой культуры на всех уровнях образования. А в сентябре подписана национальная стратегия по финансовой грамотности.
 
"Мы возлагаем большие надежды на стратегию, она даёт нам возможность установить институциональные регламенты, чтобы появилась возможность в образовательных программах внедрить такую компетенцию — по финансовой грамотности и экономической культуре. Нам сейчас этого не хватает, в действующих стандартах эта компетенция отсутствует", — говорит заместитель декана экономического факультета МГУ по учебно-методической работе Ирина Телешова.

В каждом смартфоне страны

Экономическая культура должны быть у всех — по аналогии с информационной, когда каждый современный человек владеет компьютером, или правовой, когда мы знаем о своих правах. И сегодня в МГУ им. М.В. Ломоносова уже начали внедрять экономическую культуру в образовательный процесс. При этом речь идёт о самых что ни на есть неэкономических специальностях, где изначально экономика и не предусмотрена, говорит Телешова.
"Мы, не дожидаясь национальной стратегии и федеральных стандартов, уже включили в перечень компетенций экономическую культуру. Для всех неэкономистов вводится обязательная дисциплина — экономика. Это не менее четырёх зачётных единиц, 144 часа. У нас в МГУ принята целая программа, создан координационный совет, который отвечает за обеспечение качества преподавания этой дисциплины", — отмечает замдекана МГУ. 
А по словам Сергея Трухачева, со следующего года будет внедрён и электронный учебник по экономической культуре, который будет доступен на каждом смартфоне и планшете.

Сложности и риски

По словам экспертов из МГУ, 144 часа экономической культуры — это примерно одна лекция в неделю и много творческих самостоятельных занятий. Сейчас предстоит внедрить эту систему и в другие российские вузы, как того требует стратегия. И тут начинаются сложности, говорит Телешова.
 
"Сложности и риски существуют. Ведь наша образовательная программа находится в условиях ограниченного ресурса. У нас есть 240 или 360 зачётных единиц в зависимости от срока обучения. И эти часы мы должны вписать. Мы понимаем, что у кого-то должны будем забирать эти зачётные единицы. И в этом риски", — рассказывает преподаватель. 
 
Однако сегодня большинство деканов в российских университетах понимают: и физикам, и лирикам нужна финансовая грамотность. Поэтому идут навстречу и готовы менять учебные планы.
 
Но есть и другая проблема — кадры. Разве может преподаватель научить тому, чего не знает сам? В МГУ обучили 521 педагога из девяти регионов. 17% из заявившихся на курс обучения не смогли получить диплом — не справились с заданиями, говорит Телешова. Так что финансовая грамотность сложна не только студентам, но и преподавателям. Но учебный процесс будет продолжаться. И в новом году педагоги из шести регионов тоже будут проходить обучение.
 
Образование — как сельское хозяйство, говорит Трухачев. Изменения здесь дело небыстрое. Нужны новые учебники, подготовленные преподаватели, а главное — новые программы и образовательные стандарты. Но процесс сдвинулся с мёртвой точки. Интерес к финансовой грамотности есть и у студентов. И хочется верить, что в ближайшие годы экономика из скучной теоретической науки станет интересной и максимально приближенной к реалиям. А значит — убережёт молодёжь от финансовых ошибок.
 
 
 
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 и на сайте fingram39.ru.
 
0