25-летний Павел Коршунов три года работает учителем в школе посёлка Нивенское Багратионовского района. О сельском педагоге, увлеченном военно-исторической реконструкцией, заговорили после публикации в одном из местных СМИ. Шумиху подняли после того, как Павел представил область на съезде руководителей военно-исторических клубов в Москве. Заговорили о сомнительном названии его клуба "Меркурий". Возмутило общественников и то, что Коршунов выкладывает на страницах в соцсетях фотографии в форме солдата вермахта.
"Героизация противника"
Свой клуб под названием "Меркурий" Павел Коршунов организовал недавно. Назван он в честь стратегической десантной операции Германии во времена Второй мировой войны. В мае 1941 года около 10 тысяч немецких солдат десантировались на Крит на парашютах. Окончилась операция оккупацией Крита, Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья.
— "Меркурий" — символ парашютистов всего мира. Первая десантная операция, которая показала, на что способны военные воздушно-десантные силы. Даже в советских учебных фильмах для министерства обороны эта операция приводится как пример, — поясняет свой выбор Павел Коршунов.
Общественный деятель Михаил Черенков же считает, что такое название неприемлемо.
— Существуют какие-то негласные правила, моральные принципы. В ряды реконструкторов сейчас активно вливается молодёжь. Для них совершенно нормально назваться в честь операции вермахта. Когда мы говорим, что Германия проявляла отвагу и мужество, надо понимать, что мы можем получить героизацию противника в масштабах всей страны, — уверен Черенков.
Реконструктор Альберт Адылов, заведующий сейчас муниципальным музеем в Гвардейске, удивлён, что возникли вопросы по поводу названия клуба.
— А как должен называться клуб, реконструирующий германскую сторону? "Незабудка", "Василёк" или, может быть, "Красная звезда"? Большинство объединений называется подобным образом: наименованиями либо конкретных частей, либо операций. Но это не прославление фашизма и не героизация!
Оппонентов Павла привели в негодование снимки, которые молодой учитель выкладывал у себя на странице в соцсети.
— Меня возмутили подписи к этим фотографиям. У него были размещены воспоминания солдат, погибших здесь, на немецких фортах. Павел —школьный учитель истории, который воспитывает подрастающее поколение. Дети это всё видят и воспринимают врага как улыбающегося молодого человека. Они же реконструируют войска СС, а потом для фотографий позируют, улыбаются. Да, у них красивая форма, но она запятнана кровью, — развивает мысль Михаил Черенков.
Фото со страницы Павла Коршунова в соцсети "ВКонтакте"
Хотели зацепиться
Павел Коршунов связывает такой интерес к своей персоне с поездкой на съезд руководителей военно-исторических клубов в Москве. Именно после возвращения оттуда он увидел публикацию в одном из местных СМИ.
Коршунов — единственный калининградец, представлявший регион на мероприятии. Молодой реконструктор рассказывает, что изначально от области было две заявки. Одна из них — от Михаила Черенкова в Министерстве образования одобрения не прошла.
— Писали о том, что я пропагандирую нехорошие вещи. Обвиняют меня в том, что я размещал фотографии, где я в немецкой форме. Может, не понравилось, что поехал на этот съезд, тогда и прицепились к названию клуба. Вспомнили о том, что я учитель, якобы идеи какие-то могу озвучивать. Хотя школьники могут в реконструкции принимать участие только в качестве зрителей, а с 16 до 18 лет необходимо согласие родителей, чтобы выйти на поле в качестве солдата. Это всё дело добровольное, — говорит Коршунов.
Антигитлеровцы и страны "оси"
Само же мероприятие проводилось под крылом Роспатриотцентра — бюджетного учреждения, которое подведомственно Федеральному агентству по делам молодежи. Калининградец Павел Коршунов оказался на Всероссийском съезде, благодаря поддержке регионального департамента молодежной политики. Участниками мероприятия стали более 150 человек из 47 регионов России.
"Участие в первом Всероссийском съезде руководителей исторической реконструкции – очень важное для меня событие. Имея 12 лет опыта, я не мог пропустить данный сбор. Он дал возможность расширить круг. Это поможет мне и дальше развивать военно-историческую реконструкцию в Калининградской области", – отметил Коршунов.
В министерстве образования ситуацию с Павлом Коршуновым и его участием в мероприятии не комментируют. Клопс.Ru отправил официальный запрос с просьбой пояснить, почему решили одобрить кандидатуру именно Павла. В "Роспатриотцентре" о Коршунове слышали, но беседовать о его персоне также не стали. Не комментируют эту ситуацию и в школе, в которой работает молодой учитель.
Сами объединения военно-исторической реконструкции армий периода Второй Мировой войны бывают нескольких видов: представляющие антигитлеровскую коалицию ("Солдаты Отечества", "Искра", "Доброволец" и т.д.) и страны "оси" ("Тотенкопф", "Центурион" и т.д.). Есть клубы, которые представляют сразу и одну, и вторую воюющую сторону, есть те, кто ограничивается только одной. Это могут быть как войска вермахта, так и советские.
— Надо понимать, что реконструкция — дело добровольное. Каждый для себя выбирает интересный ему исторический период. Называются клубы совершенно по-разному. Иногда для максимальной привязки к воссоздаваемым событиям — это наименование конкретной операции, — подчеркивает Альберт Адылов.
Руководитель калининградского клуба "Цитадель Кёнигсберг" Денис Синюков рассказывает, что с 1998 года, когда в регионе начали образовываться первые клубы, подобных вопросов не возникало.
— Очевидно же, что в реконструкции не может быть без одной из сторон. Всегда поощрялось проведение военно-исторических мероприятий. Это же живые уроки истории, — подчеркивает Денис.
Он смеясь говорит о том, что и к названию их клуба могут при желании возникнуть вопросы. "Цитадель Кёнигсберг, тоже у кого-то могут вызвать негодование! Но клубы называются в соответствии с тематикой. В том числе и для того, чтобы какую-то часть вопросов у организаторов снять при подготовке. Сразу было понятно, какую сторону воссоздает именно этот клуб", — поясняет Синюков.
Попал на военную реконструкцию в 13 лет
"Мне тогда казалось: ух ты, это же так круто — форма, солдатики", — признаётся историк.
Потихоньку мальчишеское увлечение переросло в нечто большее. Павел прошёл срочную службу, поступил в университет. "Сейчас для меня военно-историческая реконструкция — это просто форма, а не политика. Мы воспроизводим боевые события тех лет без каких-либо оценок", — утверждает молодой человек.
По словам Альберта Адылова, Павел реконструирует боевые действия, быт солдат различных эпох и стран, в том числе и Германии.
"Он занимается и российской императорской армией, был одним из первых в Калининградской области, кто стал собирать комплекты времён Первой мировой войны. Увлекается и Великой Отечественной, причём его интересуют и советские, и немецкие войска", – говорит Адылов.
Фото со страницы Павла в соцсети "ВКонтакте"
Региональная прокуратура тоже не нашла нарушений в действиях Павла Коршунова. Фотографии в немецкой форме и название клуба по аналогии с операцией фашистских войск никаких вопросов не вызвали.
"Данное лицо занимается военно-исторической реконструкцией. В социальных сетях есть другие его фотографии в форме. При этом указанные аспекты этих событий почему-то не являются предметом интереса тех или иных лиц. Если у нас поступит соответствующее заявление, мы будем проводить проверку. Установим, пропагандирует он фашизм или нет. Однако исходя из тех материалов, которые находятся в открытом доступе, основания для привлечения лица к какому-либо виду ответственности нет", – говорит программе "Вести-Калининград" главный помощник прокурора Калининградской области Михаил Львов.
"Данное лицо занимается военно-исторической реконструкцией. В социальных сетях есть другие его фотографии в форме. При этом указанные аспекты этих событий почему-то не являются предметом интереса тех или иных лиц. Если у нас поступит соответствующее заявление, мы будем проводить проверку. Установим, пропагандирует он фашизм или нет. Однако исходя из тех материалов, которые находятся в открытом доступе, основания для привлечения лица к какому-либо виду ответственности нет", – говорит программе "Вести-Калининград" главный помощник прокурора Калининградской области Михаил Львов.
"Всё зависит от смысловой нагрузки. Если это неотъемлемая часть облика — это вряд ли можно назвать пропагандой. Нашивка в этом случае не является основным и ключевым элементом. Человек акцентирует внимание не на свастике, а на исторических сценах. Без каких-то элементов нельзя будет передать атмосферу того времени. Символы лишь воссоздают колорит и принадлежность к тому или иному роду войск", — поясняет адвокат Антон Самоха.
Запись, которую Павел опубликовал на своей странице после начавшейся шумихи
Название решили не менять
Павел Коршунов рассказывает, что название клуба — даже после нападок — решили не менять. Любимое дело молодой реконструктор оставлять тоже не планирует. Слишком много в это вложено сил.
Павел показывает свои грамоты
— Мы форму покупаем за свой счёт, от нательного белья до последней пуговицы — всё должно соответствовать реальности. Если в Красной армии были портянки, то мы носим их. Если в немецкой армии были носки — их надеваем. В общей сложности костюм немецкого парашютиста может обойтись почти в сто тысяч. В этом плане с советскими бойцами проще, потому что многие вещи у нас на складах можно найти.
Три года подряд Коршунов ездит на фестиваль "Контрнаступление" в посёлок Лызлово в Подмосковье. Именно здесь воевал прадед Павла, был ранен и заслужил боевую медаль "За отвагу".
Павел признаётся, что много раз задавал себе вопрос: как бы отнеслись бабушка и дедушка, которых уже нет в живых, к тому, что "занялся второй стороной"? И отвечает сам себе: "Когда они были живы, я занимался наполеоновскими войнами. После заинтересовался Великой Отечественной. Мы ничего не пропагандируем, мы просто пытаемся рассказать, как это было".