18:11

Исповедь профессионала: как работают калининградские репетиторы

  1. Новости
Калининградка, которая уже более пяти лет зарабатывает на жизнь, давая частные уроки по математике, анонимно рассказала  Клопс.Ru о том, за что она не любит школьников-спортсменов и как родители могут испортить занятие. Этой историей Клопс.Ru начинает проект о секретах известных (на первый взгляд) профессий. 

Школьное образование

Как бы странно это ни звучало, но школьным учителям не стоит становиться репетиторами. Они привыкли "гнать" по одной и той же программе, а репетитору часто нужно отходить от неё в ту или иную сторону — соответственно особенностям ученика.
 
Судя по рассказам моих учеников, школьные учителя бывают ограниченными и плохо образованными. Они знают только свой предмет, и тот не полностью. Некоторые учителя говорят неграмотно, пишут неграмотно (и даже учителя русского языка, бывает, не помнят многих правил). За пределами своего предмета они не знают, не помнят и не хотят знать абсолютно ничего.
 
К сожалению, в школе невозможно работать исключительно с детьми — надо работать с бумагами, с коллегами, с начальством, с проверяющими из более высоких инстанций. Школьные учителя потому и мало развиваются по своему предмету (не читают новых научных работ, не следят за новостями в своей сфере). Их не всегда можно винить: очень много рутинной бумажной работы, которая съедает их время и энергию.
 
Прежде чем отдавать ребёнка в школу, стоит поговорить с учителями — посмотреть, на что они способны. Если учитель говорит "звОнит" или "порвАло", как говорили некоторые мои бывшие коллеги, то тут всё ясно и с уровнем знаний, которые они дадут своим ученикам. 

Найти подход

Репетиторство отличается от занятий в школе. Ребёнок меня впервые видит, он находится в незнакомой квартире. У меня дома живут собаки, а животных тоже не все любят. Ребёнок зажимается и слова вымолвить не может — нужно иногда несколько недель, чтобы он пришёл в себя. Многие, наоборот, начинают наглеть и вести себя развязно — думаю, что это тоже от стресса.
 
Был один такой у меня ученик, с которым мы не сработались. Он учился в восьмом классе. Его привели родители, чтобы подтянуть по предмету. Сам же он не хотел заниматься, и, может быть, я ему не нравилась. Он грубо мне отвечал и отказывался выполнять задания. В итоге я родителям сказала, что не буду заниматься с этим ребёнком. Волевым решением родителей здесь дело не поправишь. Выход только один: искать учителя, с которым ребёнок захочет работать.
 
Я предлагаю ученикам выбрать, как они меня будут называть: просто по имени или по имени-отчеству. Девочки предпочитают первый вариант, а вот мальчишки чаще склоняются ко второму.
 
Репетитору сложно выдать креатив, когда речь идёт о логарифмах или о квадратных корнях. Но всё-таки такой урок — это некое выступление перед одним человеком. Ему не должно быть скучно. Следишь за его мимикой, и как только он начинает засыпать, то сразу меняешь тактику: устное задание — на письменное, лекцию — на беседу и так далее. 
 
Конечно, иногда кажется, что ребёнку интересно и он довольный приходит с занятий... Тут родителям надо быть начеку. Разное бывает: репетитор может весь урок и телевизор смотреть или  проболтать.

Мой дом —  моя крепость

Приходя ко мне, школьники обычно не ведут себя как будто они дома. Они скромничают и стесняются, ждут разрешения сесть... Даже если им хочется взять в руки, чтобы рассмотреть, какой-то предмет интерьера, ребята всегда спрашивают. Мне (на удивление!) всегда попадались только воспитанные дети.
 
Правда, однажды я заметила, что у меня пропало несколько купюр крупного достоинства. Деньги у меня всегда лежали на полке. Сама виновата: кто-то увидел — и просто не удержался. С тех пор я больше не провоцирую детей и убираю деньги в более надёжное место.
 
Не все дети приходят с чистыми руками, поэтому я всегда тщательно мою стол после каждого ученика.
В туалет у меня дома ученики очень стесняются сходить. Терпят до последнего и только потом спрашивают. Это всегда покрасневшее лицо и мученический вид.

Женсовет

Девочки гораздо более аккуратны и ответственны, чем мальчишки. Они боятся прогулять уроки. Несмотря на то что я им не ставлю оценки, девочки всё равно боятся допустить ошибку.
 
С девочками у меня более доверительные отношения. Они могут со мной и посоветоваться по-дружески — например, выбирая платье на вечеринку. Бывает, рассказывают о конфликте с друзьями, о других проблемах...
 
Перед выпускным девочки массово начинают советоваться относительно своих молодых людей. Они переживают за их совместное будущее: "Я уеду в Польшу, а он — в Питер, и как же мы будем?".
 
Иногда вижу, как они меня откровенно разглядывают, особенно если что-то поменялось (цвет волос, например). 

Юные ловеласы и немытые спортсмены

Мальчики обычно более зажаты, и им тяжелее общаться с женщиной, чем с мужчиной.
 
Если говорить о ребятах повзрослее (которые в колледже учатся), то были случаи, когда я наблюдала какие-то элементы заигрывания со мной — это видно по позе, по взгляду исподлобья... Они начинают чрезмерно пользоваться парфюмом. Это ужасно, и приходится открывать окна.
 
Уже после того как наша работа была закончена и экзамен был сдан, были попытки позвонить, встретиться. Или по три раза в день переспрашивают домашнее задание. В таких случаях я говорю, что занята. Самой же с ними кокетничать, чтобы добиться расположения к себе, считаю недопустимым.
Ужасно, когда молодые люди приходят на занятие прямо с тренировки, не приняв перед этим душ, не поменяв одежду. Мне просто плохо становится от резкого запаха пота. Приходится открывать все окна или незаметно держать в руках бутылёк с ароматическим маслом.

Надо, чтобы родители объяснили школьнику, что после того, как ты позанимался спортом, надо помыться и сменить футболку. Носки же подросткам лучше вообще менять два раза в день.

Надоедливые родители 

С родителями гораздо тяжелее общаться, чем с детьми. Они часто не понимают специфики предмета и специфики подготовки к ЕГЭ. Звонят и требуют, чтобы мы начинали с последнего и самого сложного задания. Им сложно объяснить, что для этого нужна определённая база знаний.
 
Некоторые родители уверены, что достаточно заниматься час в неделю — и результат будет превосходный. Я им сразу говорю, что из этого ничего не выйдет.
 
Есть и такие люди, которые любят позвонить и обсудить со мной все проблемы ребёнка, проблемы школы и образования, а частенько и свои личные... Были на моей практике три дамы, которые регулярно звонили мне по вечерам — просто поболтать.
 
А есть и такие родители, которые приходят посидеть на уроке, а ребёнок стесняется при них отвечать. Они начинают на него ругаться за то, что он не активный... Урок весь насмарку.
 
Иногда родители, не беря в расчёт слабые способности ребёнка, во что бы то ни стало пытаются "запихнуть" его на престижный факультет. Приходится им объяснять, что, даже если он чудом туда поступит, это будет мучением и может вообще испортить ему жизнь.  
 
В принципе, мне достаточно поговорить с родителями по телефону, чтобы я уже знала, какой ребёнок ко мне придёт на урок. Я слышу речь: если человек правильно строит фразы, у него спокойный, уверенный тон, то, скорее всего, и ребёнок придёт такой же. Если родитель говорит свысока или, наоборот, заискивая и даже как-то подобострастно, то ребёнок может прийти не совсем воспитанный или, наоборот, "зашуганный".
 

Надо признать, что материальное благополучие семьи играет большую роль в становлении личности ребёнка и его интеллектуальном развитии. У этих детей шире возможности: они имеют дома больше книг, чаще ходят в театр, ездят за границу, посещают секции... Дети из обеспеченных семей более спокойные, раскованные и уверенные в себе.

 

Современные нравы

Уже года три в Калининграде такая тенденция: выпускники стараются уехать учиться в другой город, а лучше — в другую страну. Бытует мнение, что если ты поступил в БФУ, то твоя жизнь не удалась.
Эта мода на учёбу — она не у родителей, а именно у школьников. Думаю, это связано с улучшением материальных возможностей семей, ведь содержать студента иностранного или столичного вуза совсем недешёво. Плюс ещё и интернет позволяет общаться со сверстниками из других стран, ездить за границу и общаться с друзьями. Там они видят, что учиться за границей для тех обычная практика. Многие из современных школьников неплохо владеют английским. Из моих ровесников, например, почти никто свободно на английском не говорит.
Современные школьники очень целеустремлённые и изначально настроены на благополучный результат. Обычно они знают точно, чего хотят. Даже те, кто ещё не определился, всё равно уверены, что у них в жизни всё будет хорошо. Большинство из них старается вести здоровый образ жизни, повально занимаются спортом: у них модно быть здоровыми, активными, весёлыми и успешными. 
Совет начинающему репетитору: Если вы решили заняться репетиторством только ради денег, то ничего хорошего из этого не получится. Надо любить детей и хотеть с ними работать. 
 
Совет родителям: Смотрите на реакцию ребёнка и говорите с ним. Доверьтесь ощущениям чада: ему должно быть комфортно с репетитором. Не ждите быстрых результатов и не давите на ребёнка.
 
Если вы хотите поделиться секретами своей профессии, пишите по адресу medvedeva@klops.ru.