В субботу, 13 сентября, в России отмечается День парикмахера. Накануне «Клопс» пообщался с мастером-универсалом из Калининграда Аллой Лебедевой, которая рассказала о курьёзных ситуациях на работе.
В индустрии красоты Алла работает около 25 лет, хотя изначально планировала стать следователем. «Мама мне сказала, что поступить на юридический бесплатно у меня всё равно не получится, поэтому нужно идти на парикмахера», — вспоминает мастер.
Ну что вы все такие скучные
Спустя годы она стала парикмахером-модельером, грамотным колористом, овладела разными техниками наращивания волос. Самый частый запрос, с которым обращаются клиенты — это закрашивание или маскировка седины, те, что помоложе, просят что-то модное и интересное. «Многие ходят ко мне уже десятилетиями», — говорит Лебедева.
Фразу «сделайте меня красивой» парикмахер слышит постоянно. Каждый, кто садится в кресло, обязательно произносит эти слова. Мастеру приходится объяснять клиентам: что идёт одним — сомнительно для других.
«Как будто я умею читать их мысли. Если был бы запрос: «хочу что-то модное», это другой разговор. Хоть бы раз попросили сделать некрасивой, а то скучно с вами со всеми», — иронизирует Лебедева.
Окрашивание с фонариком
Отключение горячей воды или электричества в разгар работы — история частая. В первом случае приходится бежать в ближайший магазин за баклажками, потом греть в чайнике. Клиенты всё понимают и терпят. С отключением электричества ситуация сложнее.
«Как-то у меня обслуживались две клиентки одновременно, когда пропал свет. Ситуация нас сплотила: пока я красила одну, другая светила фонариком, потом они поменялись местами», — вспоминает колорист.
Дело было зимой, пришлось мыть голову холодной водой и как-то выкручиваться без фена. Шапок у клиенток с собой не было.
«Я как дура полтора часа стояла и сушила всё руками, потому что мне сказали, что никто никуда не торопится», — снова смеётся собеседница «Клопс».
Сложные клиенты
Принято считать, что беременные, невесты и дети — самые сложные клиенты. Относительно новобрачных у Аллы другое мнение. Девушки в канун свадьбы обладают особой выдержкой. Однажды пришлось создавать образ невесты на дому, в этот день всё пошло не по плану. Сначала возникла проблема с цветами, затем к платью забыли положить шнурок для корсета, вдобавок ко всему жених с гостями застрял в грузовом лифте.
«Я поразилась спокойствию невесты: выше всяких похвал. Не было истерик, всё прошло легко, и свадьба состоялась в срок», — продолжает парикмахер-модельер.
А вот с детьми ситуация иная, отмечают многие коллеги Аллы. Усадить ребёнка, который не хочет стричься, крутится и плачет — это же сколько нервов надо мастеру! Многие бы выбрали обслужить троих взрослых, чем одного маленького. «Как говорит один мой знакомый, «господи, Алла, они же вытирают сопли о мой пеньюар!», поделились колорист.
Некоторые клиенты постоянно опаздывают, просят передвинуть запись и говорят: «Я постараюсь приехать». Так и хочется сказать: стараться не нужно — либо приезжайте, либо нет, откровенничает мастер. За годы Алла свыклась с особенностями некоторых людей и относится к ним с юмором. Всегда интересно, какую новую причину своей непунктуальности они назовут.
Этот цвет идёт не всем
Есть стереотип, что все блондинки — сумасшедшие, а брюнетки — стервы. Лебедева считает иначе: первых предпочитают джентльмены, а вторые хороши по-своему. «Про рыжих ничего сказать не могу, но точно знаю, что этот цвет идёт далеко не всем», — отметила Алла.
Мастера очень расстраивает желание девушек после окрашивания в чёрный резко осветлиться до блонда. Есть столько промежуточных цветов, гораздо интереснее, чем эти два. Приходится объяснять, что не все крайности хороши.
О чём говорят клиенты
Многие любят рассказывать о себе и своей жизни. Например, об отношениях вне дома или о чём стыдно поведать другим. «Люди ко мне ходят из месяца в месяц, я наблюдаю за их жизнью, интересуюсь, как прошёл отпуск, день рождения, что нового на работе или с мужем, — продолжает Лебедева. — В моём кабинете любят посекретничать, чтобы никто не мешал. Важно сделать не только стрижку, но и выслушать человека».
Благодаря профессии у Аллы множество знакомых, от которых она узнаёт много полезной информации. А себя сравнивает с поисковой системой в интернете.
«У меня даже есть такая шутка: «Здравствуйте, вы позвонили Алле Лебедевой, если хотите записаться на салонную процедуру — нажмите цифру 1, если желаете устроить личную жизнь — нажмите 2, если вы ищете работу или вы работодатель — нажмите 3, если вам нужен хороший врач — нажмите 4, для ответа оператора и личного общения — нажмите 5», — снова иронизирует колорист.
Недовольные
У любого были моменты, когда люди уходили с мыслями, что у парикмахера руки растут не из того места. Конфуз не обошёл стороной и Аллу.
«Как-то по нехватке опыта я сделала девочке химический ожог на волосах, половина затылка начала отваливаться. Осознав масштабы бедствия, я забилась в угол и начала рыдать. Коллеги меня успокаивали, мол, ты же не ноги клиентке отпилила», — рассказывает мастер.
Важно уметь признавать свои ошибки, пытаться их исправить, а не отправлять клиента домой со словами: «Это краситель некачественный» или «У вас давление поднялось, поэтому волосы отвалились».

Шабаш ведьм в декабре
Как правило, у парикмахера ненормированный рабочий день. Если человеку нужно, выйдет и в выходной, и в пять утра. «Шабаш ведьм», так Алла шутливо называет наплыв клиенток, собирается в декабре.
«Новый год и корпоративы: в этот период мне даже «мяу» некогда сказать. Приходится работать с семи утра до 23-х. Бывает, что приходят сразу четыре клиента одновременно. Один перепутал день записи, другой пришёл слишком рано или опоздал, третьему — срочно и сейчас», — сетует колорист.
Алла старается никому не отказывать, понимает, насколько важно для женщины преображение. Некоторые клиентки приходят только по утрам в субботу, что стало уже традицией. Дамы тесно общаются, наводят красоту и вместе завтракают.
«Я обожаю свою профессию, даже в отпуске скучаю по своим клиентам, душевному, тёплому общению с ними. Я благодарна маме, вселенной, судьбе, своим наставникам, что всё в моей жизни сложилось именно так», — завершила свой рассказ Алла.
Калининграда рассказала, каково работать гидом на собственном автомобиле.