17:28

Бывший Северный вокзал: история здания Калининградского делового центра. Спецпроект Клопс.Ru "Осколки Кёнигсберга"

  1. Новости
Клопс.Ru продолжает спецпроект "Осколки Кёнигсберга" о приметах старого немецкого города, сохранившихся в Калининграде. Сегодня мы расскажем вам об одном из самых узнаваемых зданий нашего города, которое находится на площади Победы. Но немногие до сих знают, что во времена Кёнигсберга в нем располагался крупнейший железнодорожный вокзал, носивший название Нордбанхоф, или Северный вокзал. О нем, его истории и послевоенной судьбе мы вам сейчас расскажем.
 
Северный вокзал — Nordbahnhof
 
Дата открытия: 1929 год.

Адрес расположения: Königsberg, Hansaplatz, Hansaring / Fuchsberger Allee / Belle-Alliance-Straße — Калининград, площадь Победы, 1.

Архитекторы: Шефф и Штальман.
 
Северный вокзал (Nordbahnhof) возведён в 1920-х годах в ходе широкомасштабной реконструкции кёнигсбергского железнодорожного узла. Он заменил старые Кранцевский и Земландский вокзалы, которые располагались примерно на том же месте. Тогда же перестали использоваться для пассажирского движения старые вокзалы: Южный, Восточный и Лицентский.
 
 
Описание архитектуры здания вокзала

Первоначально Северный вокзал располагал монументальным четырёхэтажным зданием, выходящим на Ганза-Плац (нынешнюю площадь Победы). Здание было спроектировано архитекторами Шеффом и Штальманом в функциональном стиле, без каких-либо декоративных элементов. В центре здания (во всю его высоту) находилась высокая ниша с колоннами квадратного сечения, что придавало всему сооружению монументальный вид. Внутреннее устройство здания включало в себя зал ожидания, кассы, служебные помещения, а также магазины и гостиницу.
 
В ходе боевых действий Второй мировой войны зданию Северного вокзала был нанесён значительный ущерб. После войны оно было восстановлено в довольно близком к довоенному состоянию виде, только крышу сделали более крутой, а над портиком построили высокий карниз. Но по своему прямому назначению — как пассажирский вокзал — оно уже больше не использовалось.
 
В мае 1964 года движение поездов было вновь открыто, и с вокзала стали отправляться поезда на морское побережье (в Зеленоградск, Пионерский и Светлогорск). При этом было построено небольшое здание с кассами и залом ожидания, в то время как довоенное здание к тому времени уже использовалось как Межрейсовый дом моряков. В 1976 году участок Калининград — Зеленоградск был электрифицирован — и обслуживание пассажиров на Северном вокзале вышло на новый уровень: появились электропоезда. Платформы с той поры располагаются на двух уровнях. Через нижнюю платформу проходит сквозной путь до Южного вокзала (сразу после Северного вокзала он пролегает через тоннель). На верхних — тупиковые пути. С Южного вокзала через нижнюю платформу идут дизель-поезда на Советск.
 
До 1998 года здание Северного вокзала занимал Межрейсовый дом моряков, позже в нём разместился Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям.