13:58

"Думают, что море — это Клондайк": как устроен бизнес калининградских ныряльщиков за янтарём

  1. Новости
21 ноября компания спортивных молодых людей приехала на берег в Приморье и попыталась обложить данью местных ловцов янтаря. Крепко сложенные вымогатели хотели заставить дайверов скинуться на "проведение детских спартакиад". Конфликт закончился стрельбой, погоней и задержанием двоих мужчин. В отношении них возбудили уголовное дело.
 
Правоохранительные органы продолжают расследование, а Клопс.Ru тем временем встретился с одним из тех, кто ныряет в море за солнечным камнем, и узнал о бизнесе янтарных дайверов из первых рук. 

Подготовка

Калининградец Виталий (имя изменено — Ред.) занимается погружением с аквалангом в море, чтобы отыскать на дне янтарь, относительно недолго. Пришёл он в этот бизнес по банальной причине: зарплата на постоянной работе очень невелика, и без подработки прокормить семью крайне сложно. 
 
"Увидел, как на море люди ныряют, и тоже решил попробовать. У меня была водолазная подготовка и были знакомые, которые этим занимаются и которые готовы рассказать некоторые тонкости. Те же, кто погружениями до этого никогда не занимался, обычно идут сначала учиться в дайвинг-клуб", — говорит Виталий.
 
Именно опытные калининградские дайверы, которые решили совместить приятное с полезным, и были когда-то начинателями такого подводного промысла. Хотя говорят, что идею они почерпнули из уроков истории: ещё немцы использовали примитивное снаряжение для погружений и тоже искали янтарь на морском дне. 
 
 
Фото из архива Клопс.Ru. Автор: Александр Подгорчук
 
Сейчас люди этим занимаются абсолютно разные: кто-то просто жаждет экстремального отдыха с азартом, а кто-то считает своей основной целью заработок. Правда, погружения в Балтийское море —  занятие не для слабонервных и физически неподготовленных людей. Поэтому, если сразу сорвать куш не удаётся, многие в этом разочаровываются и прекращают попытки.
 
"Многие новички один-два раза сходят в море, а потом объявления о том, что снарягу продают, скидывают в соцсети. Просто хотят всего и сразу, а получают ничего и постепенно", — рассказывает Виталий. 

Снаряжение

Полный комплект водолазного снаряжения, которое предстоит приобрести решившему понырять за янтарём, стоит довольно дорого.
 
Новый гидрокостюм обойдётся примерно в 60 тысяч рублей. На ласты потребуется ещё тысячи три, а жилет — компенсатор плавучести стоит порядка 15—20 тысяч рублей. Плюс два баллона за 20—30 тысяч рублей, причём заправка каждого встанет примерно в 400 рублей (хватает заправки в среднем на 40—60 минут погружения). Купить придётся и ультрафиолетовый фонарь (янтарь начинает фосфоресцировать при ультрафиолетовом свете) — от 2,5 тысячи, а также простой фонарик — примерно 1,5 тысячи рублей. А ещё нужны маски, водолазный нож...
 
"В плане костюмов — тут кто как изгаляется: кто-то покупает "сухой" костюм, кто-то "мокрый". Разной плотности они бывают: если в тонком "мокром" можно только летом ходить, то зимой нужен только очень плотный костюм, а ещё лучше — "сухой".
 
 
Конечно, можно сэкономить и купить снаряжение, бывшее в употреблении, — тогда можно собрать комплект, который обойдётся в два-три раза дешевле нового.
 
Нужна дайверу-ловцу ещё и отвёртка — это обычный инструмент, который можно приобрести в любом строительном магазине. Единственное, на что стоит обратить внимание, — длина, которая должна составлять примерно 30—50 сантиметров.
 
"Опытные ловцы делают на конце отвёртки "пулю", то есть в самом начале её расширяют. Так работать удобнее и легче", — советует Виталий. 
 
Складывают найденный янтарь в "малявку" — это что-то наподобие сетчатого рукава с дном. Кто-то делает такую авоську сам, а кто-то покупает у умельцев, хорошо делающих подобные вещи. Конечно, на заводе "малявки" не производят.
 
"Здесь стоимость зависит от качества: если не высыпается ничего и хорошо держится, то смысла брать дорогую нет", — отмечает калининградец.
 
Однако если в вашем арсенале уже есть всё перечисленное, не стоит думать, что на этом затраты на "обмундирование" закончились. На амортизацию оборудования и костюма (порвалось, помялось, сломалось, износилось) в год тратится не меньше пяти тысяч рублей.

"Синька" и "грядки"

Некоторые дайверы предпочитают искать камень недалеко от берега, другие — уходят на глубину. Под водой тоже можно действовать разными способами. Кто-то из ловцов собирает камни, которые лежат на дне, и под камнями.  Другие же "колят синьку". "Синька" — это глиняный слой на дне. Такие места шомполят, то есть прокалывают той самой длинной отвёрткой. Если отвёртка упирается во что-то твёрдое, то, значит, в глине есть какой-то инородный предмет, который выковыривают. Возделываемые таким образом места называют "грядками". Большинство ловцов-ныряльщиков используют при поиске камня оба метода.
"Сразу после шторма можно и не "колоть синьку", а собирать камень на дне, который не дотащили волны до берега. А уже когда янтаря, лежащего на поверхности, не остаётся, то берутся за "грядки". Отыскивать "грядки" не так-то легко: воды Балтийского моря настолько мутные, что видимость составляет примерно 1,5 метра"
"Ближайшую от берега "грядку" можно увидеть и на трёхметровой глубине, а на десятиметровой... Кто-то и глубже ныряет — на 18 метров, но я так далеко в море не хожу. Кому-то сразу везёт "грядку" отыскать — и он её потихонечку окучивает, а кому-то понырять подольше приходится..." — рассказывает Виталий. 
 
Кто-то из дайверов заходит в воду прямо с берега, другие предпочитают нырять с лодки. Есть люди, которые заходят с берега, но пользуются подводными буксировщиками — это небольшое устройство с мотором, при помощи которого можно передвигаться в воде и, следовательно, экономить силы и газ в баллонах.
 
"Уйти от берега дайвер может очень далеко — насколько хватит сил. Заблудиться в море очень сложно. Если нет волны — ты всегда можешь вынырнуть и посмотреть, в какой стороне берег. Вообще, компас, конечно же, желательно иметь на всякий случай", — уверяет калининградец. 

Цеховая солидарность

Ныряльщику лучше работать в штиль. Однако есть безбашенные ребята, которые не боятся заходить в воду и при метровых волнах. Работают дайверы как группами, так и по одиночке. Причём последний вариант даже более частый.
 
"Я, например, предпочитаю, чтобы меня кто-нибудь страховал. Есть смелые ребята, которые постоянно ходят в море одни. Даже если вдвоём заходят, то под водой потом по дну расползаются, как тараканы. Хотя есть в этом смысл: тратить два баллона на то, чтобы на одной "грядке" толкаться, не очень выгодно", — рассуждает Виталий.
 
Делить побережье на зоны, где работает кто-то определённый, или спорить из-за "грядки" дайверы не считают нужным. Наоборот: в их "бизнесе" существует коллегиальная поддержка. 
 
"Вы посмотрите, когда "на сачки" (ловля сачками прибитого к берегу янтаря) люди ездят, то там тоже никто никого не ущемляет, все рядом стоят и работают спокойно. Кстати, большинство дайверов ещё и периодически просто ловят янтарь у берега", — говорит Виталий. 
 
 
Фото из архива Клопс.Ru. Автор: Александр Подгорчук
 
Конкретных "янтарных мест" на побережье нет: море кидает янтарь по большему счёту абсолютно непредсказуемо.
 
"Куда "пятно" прибило, туда народ с сачками и ломится. Так же и с подводным нырянием: где "пятно" или где размыло вонами песок, туда и идут", — рассуждает мужчина
 
Дайверы, ныряющие за янтарём, знают в лицо далеко не всех своих коллег, но если встречаются на берегу, то здороваются и общаются. Ныряльщики могут делиться информацией о том, где сегодня стоит поискать камень. Есть у ловцов даже свой канал на радиоволнах.
"Бывает, ребята объединяются и засылают в море разведчиков — парочку дайверов. Те поныряют и потом скажут, стоит туда вообще идти или нет. А иногда приезжаешь на берег — из воды выходит дайвер с пустой "малявкой" и говорит: "Нечего там ловить"
 
Правда, несмотря на солидарность, ныряльщики всё-таки понимают, что в этом промысле "кто успел, тот и съел". 
 
"Мой товарищ рассказывал, что однажды он нашёл большой камень — тот прямо из песка торчал. А у него уже воздух закончился — пришлось аварийно всплыть. Переодев баллон, он снова нырнул, но камня на месте уже не обнаружил. Зато из песка торчала чья-то отвёртка: впопыхах кто-то оставил... Бывает, что подплываешь к "грядке", которую до этого нашёл и считал своей, — а там уже другой работает. Тогда просто разворачиваешься и уплываешь в другое место".

Мифы о россыпях

В представлении большинства людей, которые к ловле янтаря не имеют никакого отношения, промысел этот обязательно связан с крупными заработками, а значит, и с криминалом. Именно поэтому сюда то и дело рвутся охотники за скорой наживой.
 
"Думают, что море — это Клондайк, а они, значит, такие золотоискатели. Новички-то многие мечтают, что там золотая жила: нырнул — а под водой россыпи янтаря, — делится Виталий. — А в реальности ты находишь всё по мелочи. Не исключено, что какому-то счастливчику крупно когда-нибудь и повезло, но об этом никто не знает, потому что о таких вещах сам он распространяться не будет". 
 
 
Фото из архива Клопс.Ru. Автор: Александр Подгорчук
 
То, что показали про ловцов янтаря и дайверов в недавно вышедшем сюжете на федеральном телеканале (программа "Расследование Эдуарда Петрова. Янтарные кроты" на телеканале "Россия 1" — Прим. ред), Виталий называет "полным бредом". Он уверяет, что это был заказной материал и причастен к этому кто-то из руководства Янтарного комбината, стремящегося быть полным монополистом на рынке янтаря.
 
"Они там рассказали, что мы миллионы зарабатываем! Типа лопатой деньги гребём! Если бы мы так зарабатывали, то на таких бы машинах точно не ездили, — мужчина указывает в сторону собственной старенькой иномарки экономкласса. — Есть, наверное, те, кому постоянно фортит, и они как-то зарабатывают, но в большинстве случаев люди на такой нелёгкий заработок не от хорошей жизни идут и звёзд с неба не хватают".

Скупщики, приёмщики и цены

Побольше ловцов и ныряльщиков обвариваются те, кто покупает у них найденный камень для дальнейшей перепродажи. Некоторые скупщики приезжают прямо на берег, где ныряют за янтарём, другие принимают товар на дому. Те, кто забирает камень на месте, обычно цену сбивают.
"Я предпочитаю сдавать камень только проверенным "перекупам". У меня их несколько. Обхожу всех, и кто предлагает за определённый экземпляр больше — тому и продаю. Самое главное при сбыте янтаря — не отдавать камень, не получив деньги. Многие, даже опытные ребята, так прокалывались: велись на обещания хорошего куша и в итоге оставались и без камня, и без денег"
Все цены на янтарь, найденный частными лицами, формируются из текущей экономической обстановки и официальных цен на солнечный камень. Тут Виталий затрудняется назвать официальные расценки: всё зависит от фракции и качества камня.
 
"Бывает, что можно один камень за 7-8 тысяч продать. Помню, самый мой большой заработок был только однажды: я нашёл три крупных камня и продал их примерно по двести долларов за штуку", — перечисляет калининградец.
 
 
Фото из архива Клопс.Ru. Автор: Александр Подгорчук
 
Нередко ныряльщику приходится заниматься этим делом в убыток себе: он может целый месяц исследовать морское дно безрезультатно. Одна такая поездка к морю со снаряжением (включая бензин, заправку баллонов) выходит дайверу примерно в полторы тысячи рублей, и если он ничего за эту поездку не нашёл, то он остался в минусе.
 
Иногда дайверы по нескольку месяцев сидят дома, потому что подходящей погоды нет: в сильный шторм опасно, при большой волне под водой ничего не видно, а летом в море бывают периоды цветения водорослей. 

Янтарные 90-е

С рэкетирами, как уверяет Виталий, ловцы янтаря — до последних событий в Приморье — не сталкивались уже очень давно:
 
"По рассказам, ещё в 90-х годах кто-то что-то пытался подобное провернуть, но в итоге вся эта идея сошла на нет. Вот недавно вновь попытка была у каких-то спортсменов. Непонятно, откуда ноги растут, почему начали так щемить ловцов и ныряльщиков. Тут какой-то странный пресс начинается. Кто-то говорил, что балтийские ловцы уже начали этим ребяткам деньги платить".
 
 
На фото: один из арестованных по подозрению в вымогательстве участников конфликта в Приморье. Фото пресс-службы УМВД по Калининградской области. 
 
"Стрельба в Приморье" заставила ловцов янтаря провести общий слёт. На мероприятии даже зашла речь о том, чтобы создать официальную общественную организацию, которая будет защищать интересы тех, кто ищет в море камень. 
"В свете последних событий ребята решили организоваться, и в случае чего надо будет просто свистнуть о "наезде": кто поближе находится — тут же подтянется на помощь. Те ребятки очень опасно себя ведут. Ведь среди ныряльщиков есть не только простые работяги, но люди, которые занимаются этим из страсти к экстриму — в их числе и полицейские, и фээсбэшники, и другие "серьёзные люди". В конце концов они так могут и на отморозков нарваться: без аквалангов на берег приходить вот так и требовать что-то от водолазов в снаряжении... Будут потом эти спортсмены где-нибудь в море плавать..."