Судоходная проходимость реки Преголя в районе набережной Трибуца Калининграда сейчас уменьшилась больше чем в два раза. Как уверяет старший госинспектор калининградского центра ГИМС Евгений Коробко, к такому катастрофическому состоянию этот участок водоёма привели строители, занимавшиеся реконструкцией набережной Трибуца, — они попросту сгрузили в воду весь образовавшийся в ходе работ мусор.
По словам Коробко, из воды вдоль берега тут и там торчат арматура, железобетонные плиты и другой строительный мусор, из-за которого дно реки вдоль набережной обмелело настолько, что вместо прежних 50 метров, судовой ход возможен теперь только на 20.
"Там люди уже бьют свои катера, ломают винты… — смертоубийство творится. Из-за строительства стадиона старая Преголя перегорожена понтонным мостом, и судоходства там уже нет два года. В итоге на этом участке все суда и учащиеся двух детских спортивных школ по гребле образуют на воде полную свалку. Мы постоянно там подбираем детей, чьи байдарки переворачивает от волны проходящих рядом катеров, — рассказывает госинспектор. — Преголя является сейчас единственным судоходным путём, а мы ещё о маршруте Е-70 задумались: мол, через него из Голландии в Клайпеду ходить будут иностранцы и валюту тут у нас оставлять в Калининграде. Какая там валюта? Тут скоро вообще всё встанет из-за такого отношения. Зашили всё в гранит, засыпали мусором, а его надо было вывозить".
А дно чье?
В городской администрации информацию о том, что к загрязнению дна Преголи причастна фирма-подрядчик, занимавшаяся реконструкцией набережной, полностью опровергли. Пресс-секретарь Комитета по архитектуре и строительству сообщила Клопс.Ru, что строители весь мусор, образовавшийся в процессе, убрали — без выполнения этого условия объект вообще не был бы сдан. Причём исполнение строителями всех обязательств подтвердила госкомиссия и группа контроля УКС. То, что сейчас "выглядывает" из воды возле променада, чиновники списывают на нахождение в реке старого мусора и немецких коммуникаций.
Чиновники отметили, что уже комментировали подобные претензии, которые горожане предъявляли городским властям ещё в период, когда работы на первом участке набережной шли полным ходом:
"Ещё одна претензия, предъявляемая к подрядчику, оказалась не по адресу. Речь идёт о том, что из воды вдоль берега видны бетонные плиты и само дно не впечатляет красотой рельефа. Люди возмущаются, почему не привели в порядок дно. Но в контракте не были прописаны работы по дноуглублению и очистке воды. Это сами по себе очень дорогостоящие и длительные работы. По этому же контракту подрядчик был обязан произвести берегоукрепление и благоустроить набережную в соответствии с проектом, что он успешно и выполнил", — гласит пресс-релиз, датируемый мартом 2015 года.
Подчеркнули в администрации также и тот факт, что даже если бы городские чиновники и захотели бы каким-то образом исправить ситуацию с обмелевшим дном, то не смогли бы этого сделать, так как водный объект находится в федеральной собственности.
Выяснить, кто же должен контролировать состояние водного объекта, оказалось весьма непросто. Специалист территориального управления Росприроднадзора заявила, что ничего о трудностях с очисткой дна возле набережной Трибуца не знает и кто должен контролировать этот вопрос, пока ответить затрудняется:
"Вы такой сложный вопрос задали, я даже не могу вам так сходу сказать. Росприроднадзор может вмешаться, если выявлен конкретный нарушитель. Вот мы выявили, кто это сделал, и тогда можем его привлечь. Даже не знаю, кто в данном случае может определить: торчало там что-то из воды до строительства набережной или не торчало? По телефону я не смогу вам ответить — обращайтесь к нам письменно, присылайте официальный запрос и мы сможем вам дать ответ", — предложила начальник отдела экологического надзора Светлана Башкина.
О неприятных последствиях реконструкции набережной ничего не знают и в природоохранной прокуратуре. В ведомстве сообщили, что для того, чтобы надзорные органы начали проверку, необходимо сначала, чтобы кто-то из граждан или официальных лиц к ним обратился:
"Тут всё просто — виновата та организация, которая сбрасывает туда этот мусор. Вопрос другой: кому они поднадзорны. У нас же разделение идёт сфер экологического надзора на региональную и федеральную. Тут Служба по экологическому контролю, АТИ, Росприроднадзор должны подключаться, а вот если они будут плохо работать, уже мы приступаем. Там вообще все, начиная от участкового и заканчивая районным и природоохранным прокурорами, могут проводить проверку. Другой вопрос, кто к какому заключению придёт. Пишите обращение нам, а мы разберёмся, кто должен проводить эту проверку и "назначим" ответственного", — пообещал заместитель прокурора Евгений Смирнов.
Руководитель экологического отдела "Зелёного фронта" Олег Иванов, в свою очередь, рассказал, что в данном случае надзорным органом является, безусловно, Росприроднадзор.
"Совершенно точно, что надзорным органом в данном случае является управление Росприроднадзора. Водные объекты, к которым относится в том числе и Преголя, — это их зона ответственности. Однако это не значит, что они должны бить тревогу. Они если получили бы какой-то сигнал, то они обязаны выйти и проверить. А вот если к ним такого обращения не поступало, то они плечами пожмут и скажут: "А мы-то здесь причём?"— пояснил Иванов.
Министр ждет ответа
По словам Евгения Коробко, основные проблемы начались во время обшивки берегов мраморной облицовкой и демонтажа старых немецких конструкций (немецкого бомбоубежища и прочего):
"Десятый год я работаю на водных объектах Калининграда, и никогда ничего оттуда, кроме старых немецких свай, не торчало (а сваи эти остались от причальных стенок). Там до того, как набережную устроили, люди купались — сразу у берега уже по пояс было воды. Постоянно пьяные тонули люди, а мы их вытаскивали. Сейчас там "кура вброд пройдёт" — глубина 20-30 сантиметров. Там же дети по дну гуляют среди этой арматуры — осталось ещё кому-то там кишки выпустить, либо застрять ногой в бетоне и утонуть", — негодует госинспектор.
Коробко поведал, что не раз обращал внимание руководителей различных инстанций на происходящее, однако никаких сдвигов в решении этой проблемы так и не наметилось:
"Я специально всех туда привожу и показываю. Говорю: "Видите? Раньше этого не было". Беда! И никому это не интересно, потому что берега — муниципальные, а вода — федеральная. И все считают, что это не их проблема. Там учёные делали промеры глубин (у меня даже карта есть). Теперь придётся по новой делать промеры и менять глубины. Надо выставлять навигационные знаки, которые ограничат судовой ход, а иначе можно дождаться трагедии. Не дай бог, кто-нибудь погибнет, — тогда все проснутся".
Сейчас, как считает Коробко, исправить положение и расчистить дно с берега уже не удастся — тяжёлая техника просто не сможет подъехать к воде, не разрушив набережную:
"Этот мусор теперь можно достать только с воды. Этим в Калининграде занимается 6-й отряд подводно-технических работ. Они могут, естественно за деньги тех, кто это натворил, при помощи своей техники (баржи, катера, гусеничных экскаваторов…) этот грунт выбрать, положить на баржу и увезти на свалку или ещё куда".
В пресс-службе регионального Министерства по развитию инфраструктуры, которое периодически выступает инициатором различных проектов по очистке и углублению водных путей, сообщили, что в данном случае власти, увы, бессильны. Ведомство может выделять финансовые средства только на приведение в порядок областных рек и просто не имеет право расходовать региональные деньги на федеральный объект.
Стоит отметить, что кое-кто из регионального правительства всё-таки озадачился проблемой — врио вице-премьера Александр Рольбинов рассказал, что некоторое время назад отправил обращение в городскую администрацию.
"Я написал обращение в адрес главы Калининграда, так как именно город является заказчиком выполнения этих работ и, соответственно, должен контролировать подрядчика, который их выполняет. В том случае, если подрядчик за собой не убрал, то он обязан это сделать. Ответа пока ещё не пришло", — сообщил Клопс.Ru Рольбинов и добавил, что, по закону, ответить городские чиновники обязаны в течение месяца.