09:57

В Калининграде 15% всех ларьков с фаст-фудом размещены незаконно

  1. Новости
В Калининграде 23 марта шавермой отравились почти 80 человек. В связи с этим начались всевозможные проверки палаток, принадлежащих ИП Мкртчян, где покупали фаст-фуд все отравившиеся. Бывший начальник отдела потребительского рынка городской администрации Илья Шуманов, а ныне антикоррупционер, рассказал в интервью "Клопс.Ru" о том, что нужно делать, чтобы ларьков с шавермой в городе стало меньше.
 
− Кто даёт разрешение на появление в городе подобного рода объектов?

− Я выступлю сейчас в нетрадиционной для себя роли эксперта в сфере потребительского рынка. Два года назад я был начальником отдела потребительского рынка, поэтому могу прокомментировать отдельные моменты. Три года назад предприниматели добились возможности прозрачного распределения мест размещения нестационарных объектов.

Начнем с того, что в Калининграде есть два типа объектов: те, которые стоят легально, либо те, которые стоят на основании серых схем. Точка возле ТЦ "Меркурий" − это объект, который был размещен на основании серой схемы, палатка отсутствует в схеме размещения нестационарных торговых объектов Калининграда.

Владелец торгового центра "Меркурий" заключил договор аренды с комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов городской администрации. На своей территории, которую они взяли в аренду под эксплуатацию здания, они разместили еще павильоны. Мы диагностировали эту проблему два с половиной года назад, тогда же проводила проверку прокуратура области. Тогда вопрос выпал из поля моего зрения, потому что объект находился на уже сформированном земельном участке и был передан по договору аренды администрацией города владельцу торгового центра. В моей компетенции не находился контроль земельных участков, которые уже кому-то переданы. Это вопрос к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов. В ходе проверки прокуратуры, я помню, председатель комитета заявил, что он собирается подавать иск о сносе этого объекта или расторжения договора с торговым центром "Меркурий".
 
− Но ничего не изменилось…
 
− Да, ничего не поменялось. Я лично встречался с Джульеттой Мкртчян и её сыном. Говорил, что объект установлен незаконно. У них есть еще три объекта: в Светлогорске, на улице Дзержинского – у них там расположен цех, и третий – на Ленинском проспекте. Я пояснял, что объект подлежит сносу, он должен быть убран отсюда. Но это вопрос компетенции комитета муниципального имущества и земельных ресурсов. К сожалению, они до конца эту ситуацию не довели.
 
– Сколько у нас в городе тех, которые появились по серым схемам и тех, которые появились легально?
 
– По серым схемам появляются 10-15% всех ларьков. Это большое количество объектов, наверное, мы говорим о сотнях. Существует, конечно, порядок демонтажа объектов, которые расположены на свободных территориях, этот порядок был разработан в том числе и мною, сотрудниками отдела потребительского рынка, но, к сожалению, сегодня у нас этот порядок не работает, его администрация города не применяет. О причинах неприменения, я сказать не могу.
 
Скорее всего это… конечно, квалифицировать как уголовное преступление я не могу, это должны правоохранительные органы этим заниматься, но мне кажется, что это халатное отношение к своим функциональным обязанностям. На текущий момент наложен негласный мораторий на размещение нестационарных торговых объектов. Торги не проводятся, конкурсы не объявляются. Они появляются незаконно, соответственно, они не платят деньги в бюджет города. Либо они вообще незаконно появляются, либо платят деньги каким-то третьим лицам, но до администрации деньги не доходят. От палатки, в которой отравились люди, торговому центру оплачивалось порядка 18 тысяч рублей в месяц. Эта сумма превышает в три раза среднюю стоимость, которую предприниматели платят в бюджет города.

– Каков механизм: кто дает разрешение на появление подобных объектов в городе, кто контролирует подключение объектов к городским сетям и их соответствие всем требованиям?
 
– Едва ли все объекты, которые стоят в городе, подключены к сетям легально. Это большая процедура, много сложностей в силу разных бюрократических процедур. Кто когда-нибудь сталкивался с получением технических условий, тот поймет. Я думаю, что законного механизма подключения этого конкретного объекта не может быть в принципе, потому что собственник торгового центра незаконный объект законно подключить не мог. Но в городе есть объекты, которые стоят законно. Стоит отдать должное, многие предприниматели четко следуют закону.
 
– То есть в городе есть палатки, в которых все требования соблюдаются?
 
– Да. Я тоже не так давно кушал шаверму. Жив, перед вами сижу. Не отравился.
 
– Роспотребназдор, комментируя ситуацию вокруг палаток с шавермой, напирает на пробелы в законодательстве, которые мешают делать проверки внезапными и более частыми. Есть ли у городских властей механизмы, которые позволяют бороться с подобными точками?
 
– Надо проверять незаконные объекты. Законные размещены по договорам с администрацией, это предприниматели, которые платят деньги в бюджет города. Вопрос стоит в другом. Сейчас проверяют всё, начиная от сертификатов качества, заканчивая договорами на размещение объектов. Какое это отношение имеет к санитарному благополучию? Прямой связи нет. Мы говорим об эффективности системы контроля со стороны администрации. Вы сами задали вопросы. Я думаю, что они прозвучат, и может быть, на них кто-то ответит.