14:22

"Сидим без работы"- как приграничный Советск стал жертвой таможенного конфликта с Литвой

  1. Новости

Почти месяц назад, 30 августа, на пограничных пунктах пропуска между Литвой и Калининградской областью российские пограничники начали усиленно проверять литовские машины. Спустя полторы недели стали особенно придирчиво досматривать грузовики, везущие товары из Литвы. В ответ на это 13 сентября Литва вручила России ноту протеста.

Корреспонденты "Клопс.Ru" решили выяснить, как автомобильные пробки на пункте пропуска "Советск – Панямуне" отразились на жизни небольшого российского приграничного города.

– Прорвался! – улыбаясь, говорит своему приятелю местный житель и указывает на "Ауди" с литовскими номерами, проезжающую мимо. Действительно, за последнее время на улицах города значительно реже можно встретить автомобиль с госномером "LT".

Нужно заметить, что Советск привлекает много литовцев, которые едут за относительно дешевыми топливом, продуктами и медикаментами. После усиления контроля на погранпереходе, они все реже отваживаются на поездку в Россию. Перспектива провести на границе целые сутки отпугивает даже бывалых "путешественников".

lit.JPG

– Это фигня какая-то! – сходу, на чистейшем русском выражает свое мнение о сложившейся обстановке на границе Роландас из Пагегяя. 51-летний мужчина ездит в Советск за бензином и, чтобы наполнить бак в этот раз, он простоял на таможне почти весь день. – Пограничники забирают документы, и ты целый час просто сидишь-ждешь, когда тебе их вернут.

Литовец при этом добавляет, что отказываться от поездок не собирается, потому, что перепродажа российского топлива является для него основным видом заработка.

Работники автозаправочных станций, расположенных рядом с таможенным переходом, отмечают, что, несмотря на то, что количество литовских клиентов в последнее время несколько снизилось, значительных финансовых потерь бизнес не понес. По их словам, те, кто возил бензин заграницу, продолжают регулярно появляться на заправках, невзирая на возникшие трудности.

– Если раньше поездка за покупками в Советск занимала у меня четыре часа, то сейчас – больше суток, – говорит пенсионер из Клайпеды Томас. Дважды в месяц этот интеллигентного вида литовец путешествует сюда за кондитерскими изделиями, рыбными деликатесами, сигаретами и дизельным топливом. Мужчина доказывает, что литовским властям такое положение вещей даже выгодно. Мол, теперь литовцы будут покупать товары отечественного производства, пусть и втридорога.

mag.JPG

В свою очередь, все продуктовые магазины, находящиеся через дорогу от погранперехода, уже ощущают на себе последствия российско-литовских "разборок". Продавцы все как один твердят, что посетителей стало на 70% меньше. И это не удивительно, ведь ассортимент торговых точек, учитывая их расположение, был ориентирован в основном на литовского покупателя.

Кстати, недавнее ограничение Роспотребнадзором ввоза литовской молочной продукции также не лучшим образом сказалось на местных супермаркетах. Там клиенты сетуют по поводу исчезновения с полок недорогих литовских масла, сметаны и творожных десертов.

– Вопросы о молокопродуктах из Литвы покупатели задают довольно часто. Вот вчера один мужчина настойчиво интересовался, куда пропало и когда появится литовское масло, – говорит кассир универмага. – Ну а мы откуда знаем? Мы ничего не знаем.

Результаты строгого соблюдения российскими таможенниками негласного правила "одна машина в час", пожалуй, заметнее всего отразились на аптеках, которых только на одной улице, ведущей от пункта пропуска, насчитывается порядка четырех штук. Не так давно в этих аптечных пунктах невозможно было купить что-либо, не отстояв длинной очереди. Граждане Литвы с необъятными сумками и огромными списками в руках, покупали медикаменты. Сейчас, по словам фармацевтов, поток иностранной клиентуры резко сократился в разы.

apt.JPG 

– Конечно, пришлось отказаться от частых визитов в Россию. Обычно помимо лекарств захватывали с собой еще и продукты. Сегодня на машине не прорваться! – восклицает Геля, одна из немногих литовок, которую удалось встретить у аптечного прилавка. – Пришли своим ходом, поэтому сахар покупать не будем – тяжело нести.

Еще одними невольными жертвами таможенного конфликта стали страховые компании, чьи офисы находятся в районе погранперехода.

– До того, как начались проблемы с пересечением границы, у нас все было хорошо, – рассказывает сотрудница агентства. – Даже в самый "неурожайный" день мы принимали 3-4 клиента. Теперь с утра до вечера сидим здесь без работы. Автомобилисты, которые обычно по пути за рубеж выписывали страховки у нас, должно быть, предпочитают ездить через Польшу.

Отдельно стоит отметить затруднения, с которыми сталкиваются предприниматели, торгующие одеждой "секонд-хэнд" и недорогим ширпотребом, завозимым из Литвы. Сейчас все чаще можно наблюдать торговцев, тащащих на себе или в тележках огромные тюки с вещами через мост Королевы Луизы. Люди предпочитают пересекать границу пешком, оставляя личные автомобили в Панямуне.

od.JPG

Похожий выход из ситуации нашли и литовские граждане, работающие на самом крупном производственном предприятии в Советске ООО "Вичюнай-Русь". Каждое утро они бросают свои машины на европейском берегу реки Неман и дальше идут самостоятельно.

Особняком стоят частные жалобы советчан, вынужденных вместе с литовцами подолгу простаивать на границе при въезде в Калининградскую область. Однако и здесь многие уже приспособились к новым условиям.

– Если мне надо в Литву, я въезжаю через наш пункт пропуска, а возвращаюсь по Куршской косе. Там очередь из машин на таможне гораздо меньше, чем здесь. Должно быть, потому, что не все хотят платить экологический сбор при въезде в заповедник, – делится своими наблюдениями местный житель Виктор.

Подводя итоги, можно сказать, что российско-литовский таможенный конфликт в Советске в первую очередь задел интересы коммерсантов, чей бизнес дислоцирован в районе пограничного перехода. Основная же масса жителей, опрошенных корреспондентами "Клопс.Ru", каких-то значительных изменений в жизни города не заметила. При этом, как оказалось, некоторые горожане вообще не слышали о проблемах на границе.