Проект реконструкции Калининградского зоопарка должен «поспеть» к пересмотру федеральной целевой программы по развитию Калининградской области в Москве. Под таким девизом прошли последние полчаса градостроительного совета накануне. Как ни парадоксально, архитекторы в нашем регионе кажутся всесильными: именно они по необъяснимым причинам решали, каким быть калининградскому зоопарку.
Архитектурные мужи первыми в регионе узнали, что зоопарк в скорейшем будущем будет называться «зоосад» и заимеет три коммуникационные площадки. Множество других любопытных фактов стало бы известно калининградскому обывателю, если бы он вдруг оказался на градостроительном совете. Так, теперь зоопарк будет частично открытым и коммерческим, люди и звери поменяются местами, а любимый многими калининградцами фонтан потерпит видоизменения.
Начнём с того, что к проекту градостроители подошли после трёхчасовой битвы вокруг гостиниц и домов для обманутых дольщиков. Отложить вопрос нельзя – время не терпит. Дело в том, что реконструкция зоопарка – проект дорогостоящий, а главным инвестором проекта выступает государство. Поэтому все обновления зоопарка должны быть запроектированы и разложены по полочкам до того, как в федеральном центре пересмотрят целевую программу развития Калининградской области 2014 года. Приходится спешить, не смотря на то, что подобная суета, согласно народной мудрости, нужна исключительно при ловле малоприятных насекомых – блох, а вовсе не при решении судьбы животных в зоопарке. Хотя, речь уже не идёт о зоопарке – в Калининграде будет зоосад. «А чем зоопарк отличается от зоосада?»- поинтересовался временно исполняющий обязанности главного архитектора города – Валерий Кузлянов. Однако исчерпывающего ответа главный архитектор не получил…
Зато он, да и мы с вами, в очередной раз услышали, что зоопарк- один из старейших в Европе. Однако это тот случай, когда года становятся отнюдь не богатством, а причиной бедности. Дорожки в парке старые, а условия содержания животных приближаются к естественным. К сожалению, естественны они не для братьев меньших, а для заброшенных территорий. Дорожки разбиты старым внутренним транспортом, животные изнемождены. Такое состояние парка совсем не соответствует представлениям о Калининграде как о туристическом центре. К тому же, зоопарк – одно из немногих мест Калининграда, пригодное для отдыха с детьми.
Однако архитекторы предложили достаточное странное решение для улучшения состояния парка. Так часть возле ручья предложили открыть, чтобы у горожан появилась побольше мест для прогулок. В этой же части останутся все выстроенные рядом с зоопарком кафе вместе с теми, что есть внутри будущего зоосада. Таким образом, часть зоопарка становится коммерческой. При этом реконструкторы пожаловались на маленькую площадь. На фоне того, что часть парка предлагается открыть, встаёт вопрос: не то территория маленькая для строительства дополнительных кафе, не то и впрямь животным там тесно и нет возможности создать необходимые условия для содержания представителей фауны. На заседании даже пошутили: «Животные про изменения даже не узнают» Следующий пункт реконструкции – дорожки, строительство трёх коммуникационных центров, в том числе на месте фонтана в парке и детской площадки. Ещё одно из предполагаемых изменений – обновление дорожек, запуск внутреннего транспорта. Позаботились реформаторы и о животных: построят новые вольеры для животных. Всё по человеческим меркам: часть клетки открыта, а часть – интимное пространство зверя. Отдельных животных предлагается отправить на площадки, где условия максимально приближены к естественным. Чтобы оказаться там, посетителям придётся отправиться в заграждённую территорию. Так что животные – почти на воле, а люди – почти в вольере. Вот только подробнее расспросить про содержание животных архитекторам не удалось. Ольга Мизей, член градсовета, воскликнула: «Постойте, вы тут ссылаетесь на превосходно спроектированный зоопарк в Берлине. Но и в Берлине, и в Гамбурге строительство подобных заведений доверили учёным-зоологам, а не архитекторам. Архитектор не может знать что нужно зверю». Александр Башин, также присутствовавший на совете поддержал коллегу:
- Почему мы не получили ряд планов и разработок? Один – гидрологический, другой- от зоологов, третий – от архитекторов, четвёртый от инженеров и ещё бог знает от кого. Объект непростой и решать одним махом нельзя!
Одним словом, ситуация классическая: разделяй и властвуй, только каждый на своём участке. Однако разделить полномочия по реконструкции никто не пожелал – даже директора зоопарка на презентации не оказалось. И учёных-зоологов тоже в зале не было. Только архитекторы. А сроки утверждения проекта градостроительным советом уже поджимают. Правда, на проверку оказалось, что чуть ли не каждый второй что-то когда-то проектировал для этого зоопарка. Однако, состояние объекта так и не улучшилось.
Резюмировал ситуацию архитектор Сергей Лебедихин:
- Этому зоопарку не хватает фанатика. Все мы понимаем, что если не было бы Светы Сивковой, то не было и Музея Мирового океана. Зоопарку тоже нужен фанатик, который займётся реконструкцией. Самая главное- это люди, кадровый вопрос.
Однако архитектор Кузлянов призвал коллег отвлечься от риторических вопросов и одобрить проект, несмотря на недочёты и не совсем понятные изменения.
-Надо успеть попасть под ФЦП, - заметил резонно временно главный архитектор. – Все наши замечания должны быть учтены, а позже окончательный проект дожжен быть вынесен на обсуждение общественности.
Тут выступил исполнитель: «Мы вынесли на градсовет, это и есть обсуждение общественности». После недолгих препираний совет таки сказал – «одобрямс». Деньги получить нужно – единственный шанс изменить ситуацию в зоопарке. С горожанами обсудить тоже, но вот это теперь останется на совести исполнителей проекта. Формально они уже ничего ни с кем обсуждать не должны.