18:24

Наталья Бондарчук: "Против Пушкина был заговор"

  1. Новости

И их она показала в своем фильме "Пушкин. Последняя дуэль", который на прошлой неделе привезла в Калининград (премьера прошла в К/Т "Заря").  Это не просто картина об известном поэте, а целое расследование. Многие эпизоды - историческая реконструкция событий.


Справка "СК"
Наталья Бондарчук родилась в Москве в семье известного режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. В кино она впервые появилась в 1970 году в фильме "У озера", но звездный час пробил, когда она сыграла в "Солярисе" Андрея Тарковского, а затем и в фильме  "Звезда пленительного счастья (роль Марии Волконской).  Известна она и как режиссер: "Пошехонская старина", "Детство Бемби", "Юность Бэмби", "Одна любовь души моей" и т.д.
Наталья Бондарчук замужем за актером и режиссером Николаем Бурляевым ("Иваново детство", "Андрей Рублев", "Игрок", "Военно-полевой роман" и др.). Известный сегодня актер и режиссер Федор Бондарчук - брат Натальи Сергеевны по отцу.

-  Фильм мы снимали 8 лет, - рассказала Наталья Сергеевна. - Это счастье великое, хотя и ноша. Удивительно, но, когда уже начала работу, прочла в дневнике моего отца, что он хотел снимать о Пушкине. О Пушкине хотел снимать и мой учитель Сергей Герасимов. Чтобы снять этот фильм, я прочла где-то 2 тысячи томов - исследования, воспоминания об Александре Сергеевиче, Николае I, Бенкендорфе, изданные почти за два века… Работала в библиотеках и отделах редких рукописей. Думаю, что в этой эпохе я разбираюсь не хуже профессионалов. Собираюсь написать книгу.
- И что нового вам удалось найти?
- Взять хотя бы моменты взаимоотношений Пушкина и царя. Они были очень сложные. В начале серьезные, хорошие. Он действительно писал для царя историю Петра Первого. Но недруги попытались их развести в разные стороны.  Но главное - моя версия гибели поэта. Она  не столько связана с ухаживанием Дантеса за Натали и ревностью Пушкина, как это представлялось многим литераторам, а с политикой. Действительно, против поэта был настоящий заговор, который, впрочем, касался не только его фигуры.
Вся картина - на эмоциях, пронзительная, зрители в зале то и дело вытирали слезы. Во многом ее успех обеспечила игра главных героев - Сергея Безрукова, Анны Стычкиной, Виктора Сухорукова.
- Когда я пригласила Сережу Безрукова на роль Пушкина, он еще не был известен по сериалам, не сыграл Есенина. Я знала его как прекрасного актера. И не ошиблась -  эту роль лучше Сережи вряд ли кто бы мог сыграть, - считает Бондарчук. -  В сцене, когда в страшных муках умирает Александр Сергеевич, Безруков играл так, что я думала, он сейчас потеряет сознание. Было ощущение, что Сережа действительно чувствует ту адскую боль…
Кстати, сцену последних часов жизни поэта снимали в  квартире-музее, на Мойке. Хранительница музея сначала убрала все старинные вещи:  чернильницу, бумаги поэта и другие реликвии, но увидев, как играет Безруков, расплакалась и поставила все обратно…
- С этим фильмом связано много удивительного, - говорит режиссер. - У нас был небольшой бюджет, и, когда пришло время снимать сцену прощания, похорон Пушкина, деньги закончились. Как собрать массовку в несколько тысяч человек? Я выступила по телевизору и обратилась к петербуржцам с просьбой прийти, поучаствовать бесплатно, да еще и в своей одежде - денег на костюмы тоже не было.  В день съемок на улице стоял тридцатиградусный мороз, и я была уверена, что никто не появится.  Но люди пришли, и не десятки, сотни, а больше тысячи человек…
Была и мистика: Анна Стычкина после того, как сыграла очередную тяжелую сцену, увидела в зеркале квартиры-музея на Мойке не свое отражение, а улыбающуюся Наталью Гончарову.
Последний фильм о жизни великого поэта был снят семьдесят лет назад. Наталья Бондарчук сделала новый, и на этом не останавливается.
- Золотой век сегодня не популярен - это ведь не боевики, не кассовые фильмы. Но я все равно продолжу снимать, хочу сделать картины про Лермонтова (его сыграет Евгений Стычкин) и Гоголя. Это великие люди, о них нужно говорить.
Сейчас Наталья Бондарчук уже не снимается в кино, работает только как режиссер.
- Могу позволить себе не изображать, а быть самой собой и говорить от имени Натальи Бондарчук. И мне это нравится, - рассказала она. - Единственное место, где я играю - детский театр, который возглавляю много лет. А вообще, если бы сыграть мне предложил серьезный режиссер, в хорошем фильме, может, и согласилась бы. Но таких картин сегодня мало.
Еще Наталья Сергеевна призналась, что в детстве вовсе не мечтала быть актрисой. Смотря на судьбу своих родителей - известного режиссера и актрису, их труд, она планировала стать кем угодно, но только не идти по их стопам. Но в 13 лет увлеклась театром. Потом было много хороших ролей, в том числе и в фильме Андрея Тарковского "Солярис".
- Сначала Тарковский меня не взял. Решил, что слишком молода, хоть и хорошо играю.  Но судьба мне улыбнулась: некоторое время спустя режиссер увидел фильм с моим участием, и, поскольку не нашел еще нужную актрису - пробовал известных российских и иностранных звезд, - взял меня без проб на главную роль.


Оксана Сазонова