Виктор Антонович получил степень почетного доктора РГУ им. И. Канта. Это звание ему присвоили на праздновании 60-летия нашего университета. Несмотря на плотный график торжеств, Виктор Садовничий нашел четверть часа на беседу с «СК».
-Высшее образование в России очень престижно, выпускники стремятся в вузы. С другой стороны, по данным службы занятости нашей области, на одну вакансию с требованием «в/о» - 4 претендента! А вот Япония всеобщее высшее ввести планирует… Так сколько же стране нужно специалистов с «вышкой»?
- Чем более образованно общество, тем выше его потенциал. Япония, видимо, этого и добивается - повышения общего уровня образования граждан. Но если мы скажем: «Завтра все идут получать высшее образование!», такая задача породит халтуру. Не все хотят его получить, и не всем это под силу. Нужен выбор. С одной стороны, должно быть фундаментальное образование, за сохранение которого я выступаю и борюсь. Должно быть и образование, которое готовит людей к конкретной работе. Возможно, разделение на бакалавриат и магистратуру решит эту задачу.
- Кстати, о бакалавриате. Споры об этой ступени еще идут?
- Да. Бакалавриат по замыслу - широкое образование. Но вот является ли оно высшим? Если сказать, что нет, - тогда у нас никто не пойдет на отделения бакалавриата. Но и высшим его признать трудно. На Западе под бакалавриатом понимается общее образование «ни о чем». У нас же традиции другие: Россия привыкла к фундаментальному образованию. Вот и идут дискуссии...
- За двадцать лет в России так и не возникло аналогов частным вузам Европы и США, чьи имена стали бы брендами. По прежнему лидируют госвузы - МГУ, МГИМО, СПбГУ, «бауманка» и другие. Почему?
- У нас с западным образованием разная история. Гарвард, Беркли давно стали традицией. После реформы Рузвельта (во времена Великой депрессии он передал американским университетам в собственность землю) в образование пришел бизнес, но при этом сохранился жесткий госконтроль. Приведу пример партнера МГУ, японского университета Токай. Его основатель Мацумаэ купил землю, построил университет, который является мощным образовательным центром страны. Сын продолжил дело отца, и во время нашей встречи я задал ему вопрос: «Это ваше частное дело или государство влияет?» «Оно-то частное, - был ответ, - но по закону мы должны доказать свое право заниматься этой деятельностью». У нас же три человека могут создать «вуз» на двадцать заочных мест. Это ненормально. Система лицензирования будет ужесточена, что пойдет только на пользу частному образованию.
- Может ли провинциал поступить в МГУ?
- Конечно. Ежегодно мы принимаем выпускников со всей страны, проявивших себя на всероссийских олимпиадах, собираемся расширить систему конкурсов для одаренных ребят, подвести под нее законодательную базу. Можно и просто приехать и сдать экзамены.
- Отсев по итогам первых сессий большой?
- До 20%. Не все выпускники сразу определились с призванием, а случайных людей нам не нужно.
Татьяна Кигим, kigim@strana.kaliningrаd.ru,
фото Александра Матвеева