21:10

Чтобы помнили: Пилот истребителя предчувствовал свою гибель

  1. Новости

 

Тридцатого июля прошлого года случилась трагедия, которая потрясла всю область, - в День Военно-морского флота истребитель Су-24М, участвовавший в числе четырех штурмовиков Черняховского авиаполка в параде в Балтийске, разбился на подлете к военной гавани. Погибли, не успев катапультироваться, 50-летний Виктор Пешехонцев и 45-летний  Борис Седов (оба  -подполковники). В тот день парад в Балтийске принимал министр обороны, а ныне первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов. 
Черняховск был придавлен горем. Офицеры авиаполка плакали как мальчишки, у вдов дежурили врачи «скорой». Спустя год боль немного утихла,  родные и однополчане погибших летчиков согласились рассказать о тех событиях, в которых оказалось много мистики. Например, подполковник Виктор Пешехонцев чувствовал, что произойдет беда. Он никогда не жаловался на здоровье, а за месяц до трагедии с ним стали происходить странные вещи.
- Проснется утром и ходит сам не свой, - рассказывает его жена Галина Михайловна. - Признался, что его мучают кошмары, а что снится, не говорил, не хотел меня расстраивать.
Пешехонцевы жили рядом с аэродромом, и Галина Михайловна не раз видела, как машина мужа поднимается в воздух. Но в тот день это произошло как-то странно: проводив мужа на парад, женщина засобиралась в магазин и, выйдя на улицу, услышала, как вся пилотажная группа взмыла в воздух. Три первые машины из-за густых облаков были не видны, зато последняя, где находились Пешехонцев и Седов, была как на ладони. Галина Михайловна решила попрощаться и помахала мужу рукой. Когда она вернулась домой, с их собакой цвергшнауцером Максиком стало твориться что-то неладное: пес заскулил и, отказавшись от еды, сиротливо лег в углу. Спустя несколько часов женщина подошла к окну и услышала разговор соседей с верхнего этажа. Так она узнала, что муж погиб...

Квартиры от министра Иванова

Галина Михайловна угощает нас кофе в новой однокомнатной квартире в «президентском» доме, что в микрорайоне Сельма в Калининграде. Ордер она получила 3 февраля, за стеной в двухкомнатной квартире справил новоселье сын Денис с семьей - он тоже военный летчик. Отличное жилье Пешехонцевы получили благодаря министру Иванову  - вся область знала, что сразу после трагедии он приехал в семьи погибших пилотов. «СК» стали известны подробности этого визита.
- В тот момент я почти ничего не понимала, - говорит Галина Михайловна, - но отчетливо помню, как Иванов хлопотал вокруг меня вместе с врачами и соседями. Он пробыл в нашей квартире около часа и все время сидел рядом со мной, пока не дождался сына, который спешил в Черняховск из Чкаловска. Министр воспринял наше горе, как свое.
Кажется, что в новую квартиру вместе с Галиной Михайловной переехал и муж. Летная куртка Виктора Сергеевича, грамота президента Путина за безупречную службу, ордена, медали и немногочисленные фотографии. Пешехонцев был удивительно скромным человеком, избегал любого повышенного внимания к себе. Его уважали сослуживцы. К жене он относился очень трепетно. Влюбился в нее еще в пятом классе, забрасывал цветами и никогда не позволял носить сумки из магазина, даже если он был в нескольких метрах от дома. «Вечером после службы Витя смотрел телевизор, положив мне голову на колени», - говорит Галина Михайловна, а в глазах - слезы.
Майор Борис Седов был отличным парнем, о его фонотеке зарубежной музыки знал весь город. Его жена Галина не нашла сил поговорить с нами: «Не могу, очень тяжело». Скоро она с сыном переезжает в Питер: там учится дочь, и семье дали квартиру.

\"МестоШтурмовик зацепил деревья

В авиаполку Черняховска даже спустя год, вспоминая Бориса и Виктора Сергеевича, офицеры и матросы с трудом сдерживали эмоции и украдкой вытирали слезы. Тяжелее всего Андрею - брату-близнецу Бориса Седова. В 1982 г. после Челябинского училища штурманов они вместе приехали в Черняховск, женились в один день, и в том роковом полете их самолеты были рядом.
- Вышли из облаков, а их нет, - вспоминает Андрей Седов. - Если пилот катапультировался, аварийный приемник передает сигналы, но он молчал. Я понял: случилось непоправимое.
Именно густые облака стали причиной трагедии. После приказа распустить группу и пройти их поодиночке машина Пешехонцева и Седова снизилась с 1200 до 450 м, пилоты стали выводить самолет в горизонтальное положение, но из-за большой скорости и минимального запаса высоты маневр не удался. Штурмовик зацепился за кроны деревьев и рухнул.  Заместитель командира полка Владимир Шепиль (в роковой день он был старшим группы) признался, что первые полгода каждый день мысленно возвращался в тот полет. И не мог спать! «Это были лучшие, абсолютно безотказные люди, настоящие асы, и у меня нет слов, чтобы передать всю боль и горечь этой утраты», - говорит он.
Виктора Сергеевича Пешехонцева и Бориса Седова в полку не забывают. Гоняя мяч на футбольном поле, офицеры нет-нет да и скажут: «А помните, как классно забивал Сергеич», на рыбалке припомнят здоровых щук, которых мастерски добывал Борис. На любом празднике третий тост - за них!
На днях на кладбище Черняховска офицеры полка установят два обелиска, на них будут самолеты и значки «Летчики-снайперы». Такие дают только настоящим асам, которые всю свою жизнь посвятили небу.

Такое уже было
10 июля 1998 г. авиаполк г. Черняховска потерял Су-24. Из-за ошибки пилотов машина разбилась недалеко от г. Остров Псковской области.  Погибли полковник Толмачев и майор Писарьков.


Жанна Ковалевская, janna@strana.kaliningrad.ru,
фото Александра Матвеева и из архива