Я знала только улицу, где живет слепая старушка, но искать ее долго не пришлось - женщина, развешивающая во дворе белье, сразу указала ее квартиру. Полупустое жилище похоже на сарай. Грязь, разруха; электричество, газ, вода отключены. На столе пустые миски, на полу засохшие фекалии. На кровати куча тряпья, из которой раздается встревоженный голос: «Кто там?» Из зловонного пожелтевшего барахла выглядывает сморщенное лицо.
- У меня все нормально. Живу одна, - говорит баба Шура, - сын навещает иногда. У него жена, дети. Невестке некогда. Кушаю, что придется, когда угощают, - все так живут...
Уже через 10 мин после моего приезда в подъезде собрались соседки и рассказывали о старушке со слезами .
Ослепла Александра Гавриловна летом 2005 года. Правда или нет, но поговаривали, что в гости к ней зашла родственница с бутылочкой, а на следующий день бабуля перестала видеть. Постоянно стучала в стены - как в подводной лодке. По словам соседей, сын у бабули дальнобойщик, живет недалеко, но за матерью не ухаживает. Несколько раз близкие пытались сдать ее в психушку. Милиция вязать старушку-божий одуванчик отказалась, а психиатры отправили к терапевту. Когда пришел врач, соседи возмутились: «Да разве можно быть нормальной в таких условиях - грязная, вшивая, голодная, слепая - попробовали бы сами так пожить!» Дважды за время слепоты бабу Шуру определяли в больницу, которую она вспоминает с благоговением: «Там хорошо было, кормили каждый день».
Безответная «мишень»
Некоторое время с бабушкой жили квартиранты. Ухаживали за ней, помогли инвалидность оформить, но внук их прогнал. Однажды слепую закрыли в квартире на две недели. Родственники не появлялись, спасатели за вскрытие дверей просили у соседей денег, а в соцзащите отправляли к сыну. Бабулю кормили соседи, подавая еду на швабре в окно или через дыру в двери, которую затворница пробила саперной лопаткой.
Прошлым летом в бабу Шуру кто-то стрелял - небольшая пулька застряла в ноге. Милиция возбудила уголовное дело по статье «Хулиганство», но его приостановили, так как виновного не нашли.
Часто бабу Шуру видели в синяках и в крови, но кто ее бил, она не знает. Однажды в квартире загорелись тряпки. В другой раз соседи обнаружили включенную электроплитку, стоящую на куче тряпья.
- Зимой как ни зайдешь - она раздета и окна открыты, - возмущается соседка Нина Константиновна. - Старуха погибает на глазах у всей улицы! Пенсия у нее 3,5 тысячи, могли бы сиделку нанять!
«Ждем экспертизы...»
Заместитель главы Балтийского городского округа Ирина Алексеева: «Направить бабушку в дом престарелых или закрепить за ней соцработника можно только с ее согласия, но несчастная от всего отказывается. Этот вопрос можно решить, если суд признает ее недееспособной. Документы в суд переданы, ждем результатов экспертизы».
По словам прокурора Балтийска Сергея Назарова, в отношении 44-летнего сына Александры Гавриловны возбуждено уголовное дело по статье «Оставление без помощи человека, находящегося в опасном состоянии». В марте дело направили в суд. Наказание по этой статье мягкое: штраф или лишение свободы сроком на 1 год.
Пока положение бабы Шуры не изменилось. Доживет ли она до решения суда - одному богу известно.
От автора
Мне кажется, если у родных бабули нет совести, ее отсутствие должен компенсировать страх перед законом. Но, к сожалению, безнаказанность лишь культивирует в людях жестокость…
Очень хочется верить, что эта публикация заставит действовать тех, от кого зависит судьба бабы Шуры. Мы обязательно проследим за ходом событий и сообщим читателям.
Есть проблемы? Звоните, решим их вместе. Телефон редакции: 72-81-37, e-mail: ostapova@strana.kaliningrad.ru
Ольга Запивалова, zapivalova@yandex.ru,
фото автора