20:21

Экскурс в историю: «Самая атеистическая»

  1. Новости

 

Но верующие в области были. Кандидат исторических наук Евгений Александрович Маслов  исследовал в архивах документы, большинство из которых было засекречено. С безграмотной простотой люди писали (орфография сохранена): «Просил бы я членов облоисполкома хададевывать надсчет открытия храма. Прошу не отказать нашей прозбе», «Население имеет желание иметь молитвенные действующие здания тоесть церькви». В ответ власти заставляли писать отказы: «…после беседы с мужем я глубоко убедилась в том, что нет никакой необходимости открыть церковь в нашем районе…» Однако 70% от своих подписей не отказались.
Совершались подпольные богослужения, верующие ездили в Литву, крестили детей, навещая родственников в России и Белоруссии. Коммунистам и ответственным работникам грозили строгие выговоры и исключение из партии: «За крещение ребенка, за неверие идеям коммунизма… исключить».

«Церковники и хулиганы»

Хрущевская «оттепель» обернулась суровым похолоданием в отношении церкви. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий с иронией замечал: «Сейчас три основные линии борьбы - борьба с алкоголизмом, борьба с нами, церковниками, третья - борьба с хулиганством...» И только в 80-х годах верующим отдали развалины кирхи Юдиттен.
- Люди вынуждены были прыгать, как пингвины, но со службы не уходили, - вспоминает игумен Аркадий, настоятель храма в 1986 году. -  Сосульки падали с потолка...
И вот, наконец, 20 лет назад калининградцы впервые встретили Пасху в храме.


Подготовили Людмила Бухачёва и Татьяна Кигим