Контейнеры из Китая, которые должны были летом отправиться в Калининград, оказались заблокированными из-за санкций США. Груз отправили лишь через 40 дней, в начале сентября, другим судном. Об этом «Клопс» сообщили в логистической компании «Фрэйт Логистик Групп», которая осуществляет перевозки.
По словам учредителя и СЕО компании Михаила Дьяконова, контейнеровоз TEX должен был доставить в Калининград оборудование для лёгкой и пищевой промышленности, машиностроения, сырьё и комплектующие. Судно собиралось выйти из Шанхая в Калининград. 31 июля погрузку отменили, рейс сорвался.
TEX ходит под флагом Либерии и принадлежит компании Marvise SMC DMCC, зарегистрированной в ОАЭ. Как отметил Михаил Дьяконов, формально контейнеровоз попал под санкции по признаку аффилированности с оператором, связанным с Ираном.
«На практике же это означает, что теперь судно признано «заблокированным», — подчеркнул бизнесмен. — Его активы подлежат заморозке, а сделки с ним запрещены для граждан США и их компаний. Но важно понимать, что высокие репутационные риски несоответствия требованиям законодательства и санкционным ограничениям распространяются и на игроков вне юрисдикции США.
Из-за опасений попасть под санкции США такому судну отказывают в обслуживании в портах и терминалах, с ним не хотят иметь дело страховые компании, банки и таможенные органы.
Исходя из такой же логики китайские портовые операторы в Шанхае тоже решили воздержаться от обслуживания судна, фактически не допустив его к причалу».
Вместе с TEX под санкции попали ещё 115 судов. По мнению Дьяконова, нельзя исключить, что логистическая система, сформировавшаяся в условиях санкционных ограничений, может столкнуться с новым этапом нестабильности. Перевозчиков вынуждают пересмотреть отработанные маршруты.
«На рынке, работающем с российскими портами, давно сложился определённый баланс мощностей, — считает учредитель логистической компании. — У перевозчиков есть понятная распределённая ёмкость по объёмам, маршрутам и срокам. Когда даже одно судно, особенно задействованное на прямой линии из Китая в Санкт-Петербург и Калининград, неожиданно выходит из цепочки, этот баланс нарушается. Даже если формально замену можно найти, на практике это требует времени, переконфигурации маршрутов и дополнительных затрат. На первый взгляд может показаться, что произошедшее — частная проблема конкретного линейного оператора. Но это не так.
Под угрозой оказывается вся инфраструктура альтернативных маршрутов, выстроенных после ухода из России крупных международных перевозчиков в 2022 году».
Михаил Дьяконов уверен, что если подобные инциденты начнут повторяться, многим клиентам придётся срочно искать новых партнёров, перестраивать логистику, решать вопросы с перебронированием, страхованием и безопасной доставкой, в том числе в форс-мажорных условиях.
«Важно подчеркнуть — в данном случае речь не о сбое из-за ошибки или просчёта конкретной компании. Это чисто внешнее воздействие — следствие геополитического решения, которое никто из участников процесса предугадать не мог», — подчеркнул бизнесмен.
Михаил Дьяконов предположил, что из-за этих проблем не исключён рост тарифов на доставку грузов из Китая:
Мы в компании довольно осторожно стараемся подходить к прогнозам, однако десятипроцентный рост тарифов представляется вполне реальным.
Если брать текущий уровень цен, при которых доставка 40-футового контейнера обходится примерно в шесть тысяч долларов, то прибавка в 600 долларов может стать весьма реальной и ощутимой».
Финансовые потери грозят и экспедиторам, которые несут обязательства по срокам и сохранности груза перед клиентами. «Обычно все участники логистического маршрута рассчитывают, что груз будет в пути полтора-два месяца, а ведь для многих клиентов, особенно в сезонных отраслях, сроки критичны. Ведь если поставка срывается, у клиентов возникают серьёзные вопросы, и именно экспедиторам придётся на них отвечать», — поделился мнением бизнесмен.
В случае с грузом, который вёз контейнеровоз TEX, задержка составила чуть более одного месяца. Михаил Дьяконов считает, что недооценивать случившееся не стоит:
Инцидент с блокировкой 115 судов и сотен контейнеров может стать первым звеном в цепи.
И при негативном сценарии работающие с Россией перевозчики, попадая под американские санкции, всё чаще будут вынуждены адаптироваться к новым реалиям».
В Калининградской торгово-промышленной палате отметили, что из-за логистических проблем область теряет свои конкурентные преимущества.