13:59
erid: 2SDnjeLCkJR

Чем живут органисты

  1. Калининград
Фото из архива героев
Фото из архива героев.

Титулярные органисты Кафедрального собора Мансур Юсупов и Евгений Авраменко рассказали о своей редкой профессии и поделились, что даёт им силы на творческие проекты.

— Можно быть титулярным органистом Кафедрального собора в Калининграде. Можно служить на той же должности в действующей кирхе. Что сложнее?

Евгений Авраменко: Не знаю, что сложнее, — это совсем разная работа. В Кафедральном соборе у нас каждый день большое количество концертов, туристов, разные программы. И практически каждый день приходится быть либо на работе, либо на репетиции.

Мансур Юсупов: Я частенько вспоминаю, как когда-то хотел уехать учиться в Германию и, скорее всего, играл бы там службы в церквях. И иногда закрадывается такая мечта: сидеть в немецкой деревушке, играть службы, жить спокойной жизнью. Но потом прихожу в собор и пропитываюсь этой энергией, движением. Здесь я могу играть любую музыку, которую люблю. Без такой насыщенной творческой жизни в немецкой деревушке я бы не продержался.

— Сколько у вас концертов в день? И остаётся ли время на собственные проекты?

М. Ю.: Летом самый пик сезона: играем по четыре 40-минутных мини-концерта в день. Также сейчас идёт проект Art & Music, посвящённый «Выставке одной картины», — это пятый концерт в день. Ещё есть большие вечерние концерты, другие проекты. И в этом сложность: готовиться к ним и при этом находить время для собственных занятий.

Е. А.: У меня примерно такой же график, как у Мансура. Есть и свои проекты. Два года назад Кафедральный собор подарил орган нашему стадиону, и теперь клуб «Балтика» каждый матч выходит под звуки органа — у нас же органная столица. Так что я хожу на все домашние матчи и обязательно играю в начале и в конце. Помимо этого, я веду подкаст с известными органистами и органными мастерами. Сейчас готовимся к девятому выпуску.

— Где черпаете силы на это всё?

Е. А.: Силы мы берём, наверное, как раз в музыке. Это не работа — это то, что ты делаешь для себя, с любовью. Ходить на нелюбимую работу и играть по шесть концертов в день было бы просто невозможно.

— У вас колоссальный опыт. Можно ли сказать, что с годами вы всё равно получаете новые знания?

М. Ю.: Обучение продолжается всю жизнь, и даже органисты, умудрённые опытом, продолжают учиться. Особенно ярко это было видно после развала Советского Союза, когда наши органисты поехали в Европу и открыли для себя совершенно другой мир: оказалось, что можно играть совсем иначе. Так же и в наше время. Проводятся разные исследования исторической музыки, тенденции в исполнительстве меняются. Без саморазвития музыкант останавливается — это должен быть непрерывный процесс.

Чем живут органисты - Новости Калининграда

— Помимо выступлений в Калининграде вы часто ездите на гастроли. Сравниваете ли невольно другие инструменты с органом Кафедрального собора?

Е. А.: Нет, потому что каждый инструмент уникален. Когда приезжаешь в какой-то небольшой зал, невозможно представить себе орган Кафедрального собора: он там просто не поместится. Но вообще орган — это живой инструмент, и, если ты относишься к нему с неуважением или пренебрежением, он может тебе на концерте что-нибудь выкинуть: нота какая-то загудит или что-то перестанет играть.

М. Ю.: Поэтому я всегда стараюсь найти хорошее в любом органе. Они бывают разного качества и в разном техническом состоянии, но я стараюсь достать из инструмента всё самое лучшее и задвинуть все его недостатки.

— А какой из органов вам запомнился больше всего?

Е. А.: Я учился в Московской государственной консерватории и мог играть на одном из самых известных инструментов — органе Аристида Кавайе-Коля, последнем его инструменте 1900 года. А на конкурсе в Швейцарии удалось поиграть на самом старом органе в мире, построенном примерно в 1400 году.

М. Ю.: В концертном зале имени Сайдашева в Казани стоит уникальный для нашей страны орган — голландский симфонический, очень самобытный инструмент. В Санкт-Петербурге в церкви Марии Лурдской есть исторический орган фирмы «Валькер» — небольшой, но со своим лицом. Это яркий пример инструмента эпохи романтизма. А за границей встречалось огромное количество органов, к которым я хотел бы вернуться. Особенно запомнился инструмент 1511 года в городе Алкмаре. Играя на нём музыку, написанную в тот период, ты буквально перемещаешься во времени в XVI век.

— При большом количестве туристических концертов, где звучат самые известные произведения, вы открываете слушателю и другую музыку. Мансур, расскажите о цикле Мессиана, который хотите показать на фестивале «Декабристские вечера». Как это будет и почему он?

М. Ю.: Я давно хочу сыграть цикл Мессиана «Рождество Господне» — девять медитаций для органа. Многие в России даже не знают этого композитора, хотя во Франции, например, он очень почитаем, а католическая церковь причисляет его к лику святых. Его музыка в первую очередь духовная. И я хотел бы его открыть публике. Но слушать его цикл без подготовки довольно сложно. В этом мне поможет Ярослав Тимофеев — он не первый год сотрудничает с Кафедральным собором, у него есть свой цикл лекций о музыке и композиторах. Я хочу, чтобы он рассказал слушателям о Мессиане, о его музыке и её особенностях. А я сыграю его цикл на органе. Думаю, у нас получится очень интересный проект.

Чем живут органисты - Новости Калининграда

— Вы родом из других городов. Почему выбрали именно Кафедральный собор в Калининграде?

Е. А.: Так получилось, что я переехал сюда не к Кафедральному собору. На этой земле проходили мои первые гастроли в 1995 году: я был студентом первого курса училища и мы с профессором Алексеем Шмитовым приехали на открытие частного органного зала в Светлогорске. С тех пор я влюбился в эти места. А потом, будучи на очередных гастролях, познакомился здесь с будущей супругой. Мы много переезжали, даже работали на Ближнем Востоке, но в 2012 году решили вернуться в Россию и оказались в Калининграде. А уже потом в моей жизни возник Кафедральный собор.

М. Ю.: Я в Калининград попал благодаря конкурсу на место титулярных органистов, который проводился в 2017 году. Было только два места. На тот момент я учился в Санкт-Петербургской консерватории и в общем-то в Калининград не собирался, но, узнав про конкурс, посчитал своим долгом поучаствовать в нём. И, к счастью, выбрали меня и Евгения. Вот уже восемь лет я живу в Калининграде и работаю в Кафедральном соборе.

— С наступлением сезона зал собора наверняка в основном наполнен туристами. Есть ли разница между слушателями из Калининграда и из других городов?

М. Ю.: На каждом концерте публика разная. Чаще всего мини-концерты посещают именно туристы, а местные приходят на конкретные вечерние программы. У собора уже есть своя публика в Калининграде, и для неё можно играть более изысканную музыку. А туристы чаще всего приходят неподготовленные, и для такой публики играть сложную музыку — довольно безответственно, я считаю. Для многих это первое знакомство с органом, и хочется, чтобы оно прошло позитивно, чтобы музыка и звучание инструмента нашли отклик в слушателях. Мне кажется, что мы с Евгением подобрали подходящие форматы взаимодействия с туристами и с калининградской публикой.