Жители Калининграда часто жалуются на низкую скорость трамвая. «Клопс» в рубрике «Сам себе контролёр» в преддверии 130-летнего юбилея этого вида электротранспорта публикует исследование одного из жителей, который рассуждает о причинах тихого хода вагонов.
Несколько калининградцев, участников сообщества «Калининградский трамвай», изучили, как быстро движутся городские трамваи. Для анализа жители взяли данные с портала ru.busti.me — время отправления и прибытия с конечных остановок по двум основным маршрутам №3 и №5 за разные периоды. В расчёт не включались случаи ДТП, поломок и изменения схем движения. Погодные условия в исследованные дни на движение не влияли.
В выборку вошли 422 рейса (от одной конечной до другой). Средняя эксплуатационная скорость составила 11,1 км/ч, из которых 10,4 км/ч у маршрута №3 и 11,7 км/ч — у №5. Разброс скоростей оказался минимальным, что говорит о стабильности темпа движения.
Любопытно, что в часы пик скорость снижалась лишь немного. Это значит, расписание составлено так, будто пробки в городе всегда. Даже в выходные и в часы с минимальным трафиком трамваи движутся почти так же медленно, как и в самые загруженные периоды. Подобная практика приводит к излишним потерям времени для пассажиров, которые едут по городу вне часов пик.
Жители изучили данные о максимальной скорости на трёх участках Фестивальной аллеи с разным уровнем ремонта. Выяснилось, разница и тут незначительна.
- Ремонт 2023 года (участок 200 м) — средняя максимальная скорость 26,8 км/ч.
- Работы были в 2024 году (участок 290 м) — 22,6 км/ч.
- Участок без ремонта с 1978 года — 17,7 км/ч.
Интересно, что старые трамваи модели «Татра» на некоторых отрезках разгонялись сильнее новых «Корсаров». Максимальная скорость на самом «быстром» участке доходила до 37 км/ч у обеих моделей.
Однако даже на отремонтированных отрезках движение существенно медленнее, чем позволяют технические возможности вагонов. Для достижения плановой эксплуатационной средней скорости в 20 км/ч трамваи должны двигаться 40-60 км/ч. Но это пока нереально из-за слаборазвитой инфраструктуры и неграмотного транспортного планирования. Поэтому калининградский трамвай местами едва обгоняет пешехода.
Комментарий эксперта
Михаил Якимов, известный транспортный инженер, прокомментировал исследование калининградца
Эксперт тоже отметил, что городские трамваи, при всей своей востребованности и перспективности, действительно очень уж неторопливы.
«Последние два года я стал чаще замечать трамваи в городе и рад этому. Инфраструктура на многих участках выглядит прилично. Но, например, в начале проспекта Мира визуально нет явных проблем с рельсами.
Нигде ничего не торчит, а в вагонах, особенно старых, очень сильная вибрация — словно едешь по разбитым путям. С подвижным составом что-то не то.
Новые вагоны тоже не всегда показывают хорошую скорость, особенно на поворотах».
Якимов отметил, что по качеству трамвайного движения Калининград находится примерно на уровне обычного миллионника. Приоритет в таком городе нужно отдавать трамваю. При этом эксперт считает, что нам не стоит тянуть ветку в спальные районы. Лучше усилить маршруты в центре, где велика загрузка, и избавиться от засилья автобусов на площади Победы, Черняховского и Ленпроспекте.
Эксперт также обратил внимание на дублирование функций контролёра и валидатора в калининградских трамваях, что кажется неэффективным.
На «Клопс» действует постоянная рубрика «Сам себе контролёр». Свои замечания по работе общественного транспорта присылайте на горячую линию: auto@klops.ru
Как «трамвай-призрак» напугал калининградцев в 40-е годы, читайте в материале «Клопс».