18:26

Трамвай без управления: как «призрак» напугал калининградцев в 40-е годы

  1. Калининград

Калининградский трамвай 31 мая отмечает 130-летний юбилей. «Клопс» вспоминает историю, которая взволновала жителей послевоенного города. В конце 1947 года по ночным улицам промчался вагон без водителя. Подробности читайте в нашем материале.

Вагон катился в полной тишине

Калининград тогда только оправлялся от войны: дороги были завалены обломками. Уличное освещение ночами ещё не работало, вокруг ни души. Общественный транспорт едва начал курсировать по маршрутам. На этом мрачном фоне загадочный рейс без машиниста легко породил легенду о «трамвае-призраке». 

Реальный инцидент скоро оброс мистическим флёром. Хотя в расследовании того случая были и погоня с перестрелкой, и поиски мифических диверсантов. 

Ночной рейс без вагоновожатого

В то время вагоны обычно ставили на ночь на открытых путях — крытого парка ещё не было. Тёмной октябрьской ночью 1947 года один из таких вагонов-призраков вдруг ожил и устремился в сторону центра.

Никто не сидел за его рычагами — вагон шёл сам по себе.  С выключенными фарами, словно «Летучий Голландец» на рельсах, трамвай бесшумно выехал на улицу и покатил через спящий город. Несколько километров пустынных улиц он преодолел незамеченным. Лишь у Северного вокзала работники военной комендатуры обратил внимание на странный одинокий трамвай, мчащийся без огней.

Первые трамваи в Калининграде. Читатель издания

Начальник патруля, старший лейтенант, получил по телефону приказ остановить нарушителя любой ценой. Завелась погоня: офицер на армейском внедорожнике Willys (американский автомобиль повышенной проходимости) бросился вслед за неуправляемым вагоном.

Возле вокзала машина настигла беглеца — но как его остановить? Старлей подал предупредительный сигнал: выстрелил в воздух. Однако трамвай не реагировал, продолжая двигаться по своим рельсам. Тогда военный догнал вагон и запрыгнул на подножку на ходу. 

Дави на тормоз! Приехали!» — крикнул он в сторону кабины. Ответа не было: вагон шёл напролом не сбавляя хода. 

Офицер достал фонарик и посветил в окна — кабина машиниста оказалось пуста. Дверь в салон была заперта. Не растерявшись, преследователь открыл огонь по замку – разрядил всю обойму пистолета. Деревянная дверь разлетелась щепками, офицер ворвался внутрь и сумел дотянуться до рычага тормоза. Неуправляемый трамвай наконец остановился.

Трамвай Калининграде после восстановления линии. Читатель издания

Поиск «диверсантов»

Загадочный ночной рейс вызвал переполох у городских властей. В послевоенной обстановке любое ЧП могло оказаться диверсией. Именно так и расценили произошедшее сотрудники НКВД: версии о преднамеренном саботаже появились сразу. Началось расследование, в ходе которого под подозрение попали специалисты трамвайного депо.

Оперативники арестовали около десятка немецких рабочих, трудившихся на трамвайном хозяйстве. Закемарившего на посту охранника депо отдали под суд за халатность. Начальника охраны предприятия, не уследившего за имуществом, отстранили от должности. Досталось и руководству: директору трамвайного треста Владимиру Сокольникову вынесли строгий выговор. Загадочное приключение «трамвая-призрака» решили списать на чью-то злонамеренную вылазку, хотя прямых доказательств диверсии так и не нашли.

Трамваи в Калининграде 40-х. Читатель издания

Легенды и версии

Со временем ночной побег вагона оброс легендами. В народе его прозвали «трамваем-призраком». 

Сегодня краеведы считают, что ничего мистического в эпизоде не было — вероятнее всего, трамвай тронулся из-за технической неисправности или человеческой ошибки. Не исключено, что кто-то забыл выключить питание, и вагон покатился, когда в контактную сеть внезапно подали ток. Однако в 1947-м на фоне тотального дефицита и напряжённости любой сбой пытались объяснить вмешательством «врагов».

Любопытно, что истории о «трамваях-призраках» существуют и в других городах — правда, там это скорее фольклор. Например, в Краснодаре уже много лет рассказывают о чёрном трамвае, который якобы ездит по ночам с табличкой «В депо» и забирает случайных пассажиров в никуда. 

В реальности такие слухи оборачиваются чистым вымыслом, тогда как калининградский «призрак» имел вполне документированные истоки. Специалисты-транспортники напоминают, что неуправляемый трамвай может поехать и без всякой мистики — например, если не затянуть тормоз или при перебоях электричества.

 Совсем недавно, в марте 2023 года, в Калининграде произошёл похожий случай: вагон начал движение, когда вагоновожатая вышла на улицу переключить стрелку. К счастью, она успела запрыгнуть обратно в кабину.  

История 1947 года, в отличие от современных эпизодов, развивалась куда драматичнее. «Трамвай-призрак» вошёл в послевоенную хронику города как едва ли не мистический случай, хотя объясняется он, скорее всего, издержками той тяжёлой эпохи. Полуразрушенному Калининграду тогда действительно было не до шуток: запуск первых двух трамвайных маршрутов состоялся лишь в 1947 году, и каждый работающий вагон был на вес золота. Неудивительно, что неуправляемый ночной рейс трамвая встревожил всех.