Власти провели очередной мониторинг товаров с синими ценниками. В четверг, 29 мая, представители министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области посетили «Спар» на Советском проспекте, 8, и «Городок» на Аллее здоровья, 22. Вместе с чиновниками прошёлся по магазинам и корреспондент «Клопс».
На первой точке гостей встречает заместитель генерального директора сети «Спар-Калининград» Алексей Елаев. С гордостью показывает огромный робот-пылесос, который намывает зал магазина, и весы, самостоятельно распознающие товар.
Но внимание журналистов привлекает зелёная картошка за 129 рублей и подгнившая черешня за 799,99. Такого Елаев не ожидал. Он с досадой произносит: «Ну, косяк, что могу сказать».
«Если покопаться, можно найти и хорошее», — вступается одна из покупательниц. Копаться не приходится, буквально через минуту из подсобки выскакивают два сотрудника с поддонами ягод и клубней хорошего качества и ситуацию исправляют.
«Я понял, они не на складе решили перебирать, а тут, в зале. Так не надо делать, конечно. Ну ничего, исправимся», — облегчённо вздыхает заместитель гендиректора сети и продолжает экскурсию.
Наперерез Алексею Елаеву двинулись две худенькие бабушки в медицинских масках. Выяснив, что тут есть и журналисты, они поведали, как три года назад купили в «Спаре» сливки и они им не понравились. Объяснить, чем не угодил товар, пенсионерки не смогли. «И такое бывает», — задумчиво произносит руководитель.
Сам Елаев регулярно покупает в «Спаре» молочные продукты, мясо и выпечку. По его словам, товар под синими ценниками — самый качественный. Например, молоко с коротким сроком годности: оно меньше подвергалось обработке. А хлеб «Стольный» за 23 рубля — без улучшителей и других ненужных добавок.
Представители минпромторга довольны. Больше всего им нравится, что синие ценники хорошо видны издалека.
В «Городке» продолжает пользоваться спросом «акционный торец» — стеллаж, где для удобства собрана вся бакалея под синими ценниками. Магазин на Аллее здоровья — один из самых больших в сети, потому и ассортимент тут широкий. Например, в заморозке под синими ценниками продаётся не только тушка минтая и курица, но и свинина. Завозят и сладости из уже ностальгических «Бедронки» и «Лидла».
«Я сам люблю вечером чай пить с конфетами и тут их беру», — с улыбкой признаётся управляющий торговой сетью Элгюн Ахмед Оглы Салаев.
Из ассортимента под синими ценниками тут представлено 24 позиции: мясо, бакалея, молочные продукты, фрукты и овощи. К последним у журналистов вопросы. Свёкла не лучшего качества, попадаются заплесневелые корнеплоды.
«Ой, это боль всех продавцов, наверное, в городе. Вы бы видели, сколько мы такого ежедневно списываем и в каких объёмах! Из-за усложнившейся логистики к нам везут сезонку долго. Непонятно, в каких условиях хранят товар. Овощи, фрукты — очень капризный товар: если где-то кто-то не убрал один испорченный плод, через день весь поддон пропадёт», — сетует ретейлер.
Что говорят власти
Глава минэкпрома с оптимизмом отметила, что за время действия программы в регионе удалось достичь снижения цен на ряд продуктов.
«Результаты говорят сами за себя. Если анализировать цены на первоочередной набор питания по Российской Федерации, Москве, Санкт-Петербурге и в целом по Северо-Западному федеральному округу, то мы видим, что под синими ценниками в регионе стоимость гораздо ниже. Исключение — наши сезонные товары: картофель, капуста, лук. Уверена, что уже через месяц ситуация стабилизируется», — резюмировала Вероника Лесикова.
О чём договорились торговые сети и власти?
- Предприниматели будут сдерживать цены на 26 видов социально значимой продукции. Каждая торговая сеть решает сама, какие продукты и в каком количестве будут продаваться по спеццене. Например, в «Ю-Маркете» и «Городке» никогда не продавали баранину и говядину, искать их под синими ценниками не имеет смысла.
- Первоначально ритейл и производители подписали договор на три месяца, сейчас сейчас его продлили ещё на три месяца — до конца лета.
- Соглашение вводит два типа наценок, превышать которые нельзя: к закупочным ценам местных производителей — не более 10%; к закупочным ценам на товары, поставляемые из других субъектов Российской Федерации или из других стран, когда очевидно влияние логистических затрат на цену, — не более 15%.
- Губернатор настаивал, чтобы продукты были хорошего качества, а сами ценники заметны покупателям.