В Калининграде снова череда наездов самокатчиков на пешеходов — за последние недели произошли сразу несколько громких случаев. Ситуацию исследует в своей авторской колонке Константин Сериков.
В Балтийске двое подростков на электросамокате сбили трёхлетнего малыша, того с травмами увезли в больницу. В Калининграде возле ТЦ «Европа» самокатчик снёс женщину и скрылся; дело взял на контроль сам глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (как теперь принято называть, СИМ) растёт: только в первой половине прошлого года в регионе произошло 21 такое происшествие (8 наездов на пешеходов) против двух годом ранее.
Неудивительно, что горожане требуют навести порядок — вплоть до полного запрета электросамокатов. В Челябинске местные власти так и поступили. Некоторые муниципалитеты нашей области серьёзно обсуждают такое решение. Например, в Балтийске власти собирают предложения жителей о возможном запрете аренды самокатов.
Популярность двухколёсного электрического транспорта выросла взрывными темпами, опередив развитие инфраструктуры. В 2024 году россияне совершили на прокатных самокатах 281,6 млн поездок, число активных пользователей превысило 25 млн.
Однако города оказались не готовы к такому наплыву — специальных дорожек и правил почти не появилось. Вместо долгосрочных решений власти часто реагируют запретительными мерами: вводят штрафы, лимиты скорости, «комендантский час» для самокатов, создают сотни «зон парковки» и геозоны с блокировками движения. Например, в Калининграде недавно запретили аренду возле школ и ограничили на нескольких улицах скорость прокатных самокатов до 10 км/ч.
Подобные ужесточения начинают отпугивать пользователей — желание ездить на самокате снижается. Но решают ли такие меры саму проблему? Ведь арендные СИМ, для которых действуют запреты, многие могут просто заменить (и это происходит, что говорит статистика продаж) на личные.
Корень проблемы — не самокаты, а городская среда
Причина конфликтов — это городская среда и отсутствие продуманной инфраструктуры. Иными словами, опасность возникает не из-за самого появления нового вида транспорта. А потому, что улицы к нему не адаптированы.
Тысячи калининградцев готовы передвигаться на самокатах и велосипедах, но не имеют для этого безопасных условий. Главная точка конфликта — тротуары, где быстрые средства передвижения конкурируют с пешеходами. Решение же лежит на поверхности: строить отдельные велодорожки между проезжей частью и тротуаром, выделив самокатам и велосипедам собственное пространство. Тогда пешеходы и «микромобильность» перестанут мешать друг другу.
В России велоинфраструктура до сих пор воспринимается как развлечение или что-то связанное со спортом, не как часть транспортной сети. До недавнего времени строили только дороги для автомобилей, оставляя остальных участников движения на обочине — в прямом и переносном смысле.
Оттого в Калининграде велодорожки можно пересчитать на пальцах одной руки. Практика рисовать полосы на тротуарах — это попытка сбросить пользователей СИМ к пешеходам, мол, как-то между собой там разберутся.
Электросамокаты заполнили нишу, заброшенную общественным транспортом и городским планированием. СИМ используют для поездок «от дома до работы» по очень простой причине — удобной альтернативы нет.
Например, как рассказали «Клопс» в одной из кикшеринговых компаний, популярный городской маршрут — в центр с Октябрьского острова (район стадиона). Там вырос жилой квартал, идут грандиозные стройки с тысячами рабочих. А автобусов мало, маршруты неудобные и часто заметны перебои в расписании.
Проще говоря, люди пересели на самокаты не от хорошей жизни, а из-за отсутствия вариантов проезда без автомобиля.
И если сейчас СИМ просто убрать, пассажиры пересядут на личные машины — а это ещё больше пробок и аварий, а на тротуарах снова появятся парковки.
Важно учесть, что сами запреты не сделают города безопаснее. Если сравнивать рост числа поездок и аварийность, то никаких всплесков ДТП не обнаруживается. При этом в обществе забывают про главный источник смертельной опасности на улицах — автомобиль. Никаких ограничительных действий не предлагается.
Что делать Калининграду
Городским властям имеет смысл создавать условия для безопасного движения всех участников: пешеходов, самокатчиков, велосипедистов. Акцент следует сделать на перераспределении пространства.
Если говорить о конкретных мерах, то это строительство велодорожек. Не номинальные «полосы» на тротуаре, как сейчас, а полноценная сеть самостоятельных путей, отделённых от машин и пешеходов. Без такой структуры люди на самокатах неизбежно будут выезжать на тротуары или лавировать среди авто.
Калининград — город компактный, здесь реально проложить веломаршруты по ключевым направлениям. Безусловно, для этого где-то придётся сократить лишнюю полосу для машин или парковку. Зато в выигрыше окажутся все: и пешеходы (получат свободные тротуары), и пользователи СИМ (спокойный маршрут без опасных манёвров), и даже автомобилисты (меньше хаотичных самокатчиков на проезжей части и внезапно выбегающих на дорогу пешеходов).
Один из больных вопросов — наезды на людей на зебрах и в пешеходных зонах. Тут рецепт тоже универсален: повышение безопасности дорожной среды. Речь о продуманных переходах (с островками, подсветкой, ограничением скорости авто). Сейчас же часто крайними делают именно самокатчиков, хотя для них не сделано ровным счётом ничего. Камеры должны работать на реальную безопасность, а не становиться инструментом выборочной травли.
Далее — продуманная организация проката и парковок. Вместо стихийного захвата тротуаров — оборудованные места для стоянки самокатов там, где они не мешают обзору и движению людей. В Калининграде, к сожалению, случается наоборот: например, на Верхнем озере парковку для электросамокатов устроили прямо на тротуаре, перегородили обзор и фактически вытеснили пешеходов на велополосу. Такой опыт нельзя считать удачным. Горожане справедливо возмущаются засильем самокатов там, где «пешеходам уже нет места».
Параллельно — информационная работа: операторы кикшеринга и город должны донести до пользователей правила движения (не гонять по тротуару, спешиваться на переходах) и контролировать их выполнение. А самое главное — помнить, что на совмещённых велопешеходных дорожках приоритет всегда у пешехода, даже если тот оказался за чертой, где нарисован велосипед.
Кикшеринговые компании уже вводят собственные штрафы и блокировки. Эти меры дисциплинируют, но не заменяют грамотного обустройства городской среды.
Калининграду, вместо того чтобы бороться с самокатами как с врагом, лучше превратить их из опасной забавы в обычный вид городского транспорта. Для этого нужно не так уж много — понимание, что проблема решается не запретом, а созданием улиц для людей. Когда на дорогах и тротуарах будет порядок и пространство для каждого, вопрос «запретить или обустроить» отпадёт сам собой.