13:11

«Я не считаю денег. Вдохновение гораздо выше»: как мастер из Калининграда работает с «древесной аномалией»

  1. Калининград
Все изделия создаёт природа, а мастер их замечает, обрабатывает и сохраняет. | Фото: «Клопс»
Все изделия создаёт природа, а мастер их замечает, обрабатывает и сохраняет. Фото: «Клопс»

Мастер по дереву Александр Кузнецов из Калининграда — не токарь, не столяр и не плотник. Вот уже двенадцать лет из своих шестидесяти двух он работает с капами, сувелями и прочей «древесной аномалией». О нынешнем деле жизни, свободе от погони за деньгами и ежедневном вдохновении он рассказал «Клопс».

Изделия создаёт природа, а ремесленник их замечает, забирает с собой и обрабатывает. Он вкладывает душу в то, что, на первый взгляд, можно было просто сжечь или выбросить.

«Я с семи лет людей в лес вожу», — смеётся Александр, рассказывая о том, с чего всё начиналось. Однако с необычным и непростым материалом — капами и сувелями — он познакомился только в 50. Их особенность в непредсказуемой структуре: внутри может скрываться как брак, так и уникальная красота, которую ещё нужно уметь увидеть. Каждый кусок требует осторожности, терпения и умения чувствовать древесину.

Но для мастера это — не просто материал, а энергия, которую он сохраняет своими руками. Свет источает всё: от брелоков для ключей, от фруктовниц, ваз до качелей, балясин и даже деревянных мотоциклов. Кузнецов говорит, что с любой безделушкой иногда приходится возиться по полгода — такова технология, придуманная ещё прадедами. Если её не соблюдать, кап умрёт очень быстро.

Творит он в основном в своей мастерской, в семейном доме в Ласкино. Иногда устраивает стихийные мастер-классы для детей и взрослых, участвует в выставках или мероприятиях. Есть и своя лавочка в Понарте в Калининграде.

Цели продать как можно больше или заработать на этом деле у мастера нет. На жизнь ему хватает, ведь почти всё он умеет добыть из природы и хозяйства. Он не рекламирует свои изделия — максимум, раздаёт визитки. Ценители редкого ремесла находят его сами.

Просто так — ничто. Красоту нужно разглядеть

Кап — это нарост, округлая «шишка» на берёзе, а сувель — завитки и волны внутри самой древесины, которые возникают из-за стресса, болезни или повреждений ствола. Такое дерево ценится благодаря причудливому узору волокон.

Александр рассказывает, что способности к ремеслу ему дарует некая тонкая сила. Изначально капы и сувели были для него просто красивой диковинкой, делал он другие вещицы. 

«В лесу я же вижу многое. И это пытался, тащил [наросты] домой, но не занимался, — объясняет мастер. — То есть я занимался [деревом], но собирал что-то из брёвен или какую-то мебель делал. Только потом уже, после пятидесяти, начал [работать с] капом, сувелью. А это другое направление, другая энергия».

К загадочной «древесной аномалии» его как будто приводит свыше. «Делает кто-то через мои руки, — загадочно улыбаясь говорит Александр. — Зачастую я вещи, которые сделал, даже не помню; руками взял — вспоминаю».

Самые большие затраты в этом деле — это время. Каждую находку нужно сутки варить в специальном составе, затем очистить от лишнего, обработать и подождать, чтобы всё высохло в естественных условиях. Иногда даже полгода, в зависимости от размера и состояния.  

Есть вещи, которые просто так — ничто. А всмотришься — можно и это увидеть, и то, — рассказывает Кузнецов. — Это вот своеобразное видение».

Отдельный предмет гордости мастера — фигурка, очень похожая на девушку, каска и дубинка; их он показывает в первую очередь. А однажды ему довелось подметить, что из нароста на упавшем дереве проявился силуэт изящных ножек: как будто лесная дева стояла боком к прохожему.

Немного солнышка для «пластилиновых детей»

Работает резчик на улице, хотя мастерская у него в подвале дома в Ласкино. «Без солнца я не могу. Не идёт. Солнце должно присутствовать, — лучезарно улыбаясь объясняет Александр. — Может, поэтому у меня всё светится. Люди приходят и говорят, что у меня всё солнечное».

А приходят часто. Например, каждые выходные в Понарте можно посмотреть, потрогать, расспросить об истории появления этих чудо-вещиц у Кузнецова в лавочке. Отдельное удовольствие — не только побеседовать с улыбчивым седовласым мужчиной о том и о сём, но и сделать сувенир собственными руками прямо там. Он рад каждому: и взрослому и ребёнку. 

К детям у ремесленника особое отношение. Если проводит мастер-классы, даёт малышам свободу творчества и работает вместе с ними, а не за них.

«Каждая деревяшка сразу диктует, что из неё надо сделать, — объясняет Александр. — Я подрисовал чуть-чуть — теперь ребёнок может тут же это обточить. И либо делает всё сам, либо я дублирую руку, чтобы он не поранился. Мы работаем вместе».

Бывает так, что самые непослушные детишки увлекаются созданием изделия с головой. «Есть моменты, когда мама стоит рядом и говорит: «Ах, ребёнок вообще неуправляемый. А у вас он — как пластилиновый: делайте с ним что хотите», — смеётся ремесленник. — А у ребёнка горят глаза, руки прям вот цепкие такие, держат эту деталь!»

Радость жизни важнее денег

Цена занятий невысока. Мастер поясняет: его уроки — это «некоммерческая струя», денег он тут «не зашибает».

Отказывался Александр от предложений поехать во Францию, Германию, Польшу. Его приглашали туда и на выставки, и на постоянную работу.

 Я никогда не считаю денег. Не надо этого. Есть вдохновение, есть искусство, есть просто радость жизни: когда ты что-то делаешь и радуешься. Вот это гораздо выше денег», — говорит Кузнецов.

За грантами и помощью государства тоже не гонится. Для него важнее свобода творчества и перемещений. «Были предложения, но я не хочу быть привязанным, — говорит Александр. — Мне нравится свобода. Я вольный. Куда хочу — туда лечу».

Всё необходимое он получает от природы: на его участке есть большой огород и пасека. Остальное, по словам ремесленника, берёт в лесу. В магазине покупает только хлеб.

«Природа кормит. Выдаёт столько всего! — благодарно кивает «ремесленных дел мастер». — Я, когда в лес еду, полную машину привожу чего-нибудь: грибы, ягоды там... Всякой всячины. Только не ленись: кланяйся и бери!»

Свою историю того, как увлечение стало делом жизни, рассказал чайный мастер Евгений. Он объединяет людей за пиалами на тёплых встречах и создаёт необычные эко-картины.