УФСБ Калининградской области сняла гриф «Совершенно секретно» с доклада Лаврентию Берии об обстановке в Кёнигсберге в первые дни после штурма. Об этом «Клопс» сообщили в УФСБ области.
Согласно записям, в апреле 1945 года спустя три дня бомбардировки город превратился в руины. Несколько зданий уцелели лишь в южных и западных районах. На окраине все каменные одноэтажные дома превратились в доты: комнаты были засыпаны землёй до потолка, а окна подвалов стали амбразурами для пулемётчиков и автоматчиков. Большинство горевших домов взрывались, так как были заминированы.
На улицах лежали груды кирпича, железа, мебели и другого хлама. Проехать по ним, как и по повреждённым железнодорожным путям, было невозможно. Трамвайный парк и депо были уничтожены.
«По данным нашей агентуры и показаниям пленных, в городе Кёнигсберге якобы находилось 50-60 тысяч населения, в большинстве мужчин, трудоспособных, оставленных немецким командованием для обороны города. Женщины, дети и старики якобы были эвакуированы из города вглубь Германии. <...> Как только наши войска заняли первые кварталы, скрывавшееся в подвалах население стало выходить из своих убежищ, пытаясь проникнуть вглубь территории», — говорится в документах.
В одном из подвалов было обнаружено восемь трупов немецких детей и 14 женщин. Некоторых завалило кирпичами обрушившихся зданий, другие умерли от недостатка воздуха. На помощь оставшимся живым людям отправили сапёрные бригады и санитарные отряды.
В городе остались не только немцы, но и поляки, русские и французы. Граждан СССР направили в проверочно-фильтрационные пункты НКВД, а иностранцев — в комендатуры фронта.
Солдатам поручили навести в городе порядок. На это у них ушло двое суток. Затем территорию разбили на восемь секторов, в каждом из которых работала оперативная группа с войсками НКВД.
«Для концентрации задержанных нами заняты в населённом пункте Понарт бывший немецкий лагерь военнопленных, рассчитанный на 25 тысяч человек, и в пригородном посёлке Кведнау помещения и казармы, занимавшиеся ранее "фолькоштурмовцами"», — доложил Берии начальник УКР «Смерш» третьего белорусского фронта генерал-лейтенант Павел Зеленин.
Калининградская ФСБ в 2020 году рассекретила уникальные архивные документы.