Дня не проходит, чтобы в сводках ДТП в Калининградской области не фигурировали наезды на пешеходов. Людей сбивают и на зебрах, и вне их, и при выходе из трамвая, и на тротуарах.
Создаётся впечатление, что в Калининграде кто-то играет в кегли, где их роль исполняют человеческие фигуры. Закончится ли когда-нибудь этот адский кегельбан и что для этого нужно сделать — в статье обозревателя «Клопс».
Неутешительная статистика
На недавнем оперативном совещании в правительстве области обсуждалась тема безопасности на калининградских дорогах. По словам замначальника калининградской полиции Геннадия Бубёнова, за два месяца 2025 года в регионе выросло количество ДТП, в том числе с участием детей.
До недавнего времени Бубёнов занимал должность главы калининградской Госавтоинспекции. Так что он едва ли не самое информированное должностное лицо по этой теме.
Говоря о ДТП, где пострадали дети, полицейский с облегчением заметил, что смертельных случаев не зарегистрировано. Всего в аварии попал 21 ребёнок.
Но статистика и без этого неутешительная. По словам Бубёнова, девять пострадавших детей были пассажирами. 12 были сбиты на дороге, причём в девяти случаях — на пешеходных переходах.
Три причины
Губернатор Алексей Беспрозванных задал вопрос Бубёнову, а в чём причина таких ДТП. Замначальника полиции назвал три фактора.
Первый и самый главный — нарушение правил со стороны водителей. Как отметил Бубёнов, Калининградская область перенасыщена транспортными средствами по сравнению с другими регионами России: в 2024 году регион занимал по этому показателю третье место в стране после Карелии и Псковской области. Интересно, как там обстоят дела с ДТП, и неужели ГАИ в тех регионах тоже приводит такие аргументы?
Вторая причина — невнимательность пешеходов, которые ступают на зебру. В качестве третьего фактора, влияющего на аварийность, Бубёнов назвал плохую освещённость переходов. По его словам, сотрудники ведомства проверяли этот показатель. Всё вроде бы в пределах стандартов, но ГАИ предлагает прибавить света хотя бы на 30%.
И ещё одно замечание от правоохранителей — пешеходов не видно на дороге. Большинство людей, как сказал Бубёнов, ходят в тёмной одежде. Полиция уже давно твердит о необходимости световозвращающих элементов. Такое требование ПДД действует скоро уже как 10 лет, и за отсутствие предусмотрен штраф. Но много ли известно о том, что кого-то наказали рублём за то, что он шёл по обочине без фликера?
Пешеходы не всегда правы
С мнением Бубёнова поспорить трудно. Но дьявол, как говорится, кроется в мелочах. Так и в вопросах безопасности дорожного движения главное — это нюансы.
Взять, к примеру, отношение пешеходов к ситуации на дорогах. Почему-то у многих сложилось твёрдое убеждение, что на переходе они цари и боги.
Да, разумеется, водители обязаны пропускать пешеходов на зебрах. Но на переходах, увы, нет силового поля, которое защитило бы людей от наезда. Поэтому, когда тот или иной пешеход чуть ли не прыжком с тротуара бросается на зебру, не убедившись, что его пропускают, это по меньшей мере странно.
Возможно, кому-то представляется унизительным остановиться перед переходом, посмотреть направо и налево, удостовериться, что водитель видит его, и только потом шагать. Сколько раз пешеходы с возмущением утверждали, что они на зебрах пользуются приоритетом.
Конечно, они правы. Конечно, пользуются. Но что лучше: быть правым или быть целым? Вопрос, надо полагать, риторический.
Возможно, детей с самого детского сада нужно учить, что в столкновении организма из костей и мяса и железной машины победа всегда будет за последней. И что к любым автомобилям на дороге следует относиться с предельной осторожностью.
Никто не знает, в каком состоянии автомобиль. Вдруг у него отказали тормоза.
И никто не может предполагать, что в голове у водителя. Вдруг там станет плохо, и он не будет контролировать себя — возьмёт и вместо того, чтобы притормозить на зебре, прибавит газку. Или ни с того ни с сего врежется в автобусную остановку.
Это можно было бы назвать преувеличением, если бы этого не было в действительности. Все мы помним, как обдолбанные и пьяные водители сшибали людей на тротуаре. А про погибшую на автобусной остановке девочку из Калининграда, наверное, будут помнить всегда.
Разумеется, очень неприятно передвигаться по городу с ощущением постоянной опасности. Но как показывает жизнь, пешеходы в Калининграде не застрахованы от участи быть задавленными нигде. Они рискуют попасть под колёса автомобилей и на дорогах, и на тротуарах. Там, кстати, угрозы для людей стало больше — от велосипедистов и самокатчиков.
Водитель всегда неправ
Говорить, что пешеходы сами виноваты, конечно, неверно. В таких ДТП всегда виноват водитель. Он обязан следить за дорогой. И даже если пешеход переходит дорогу не по зебре, это никому не даёт права его сбивать.
И вновь вернёмся к тезисам Бубёнова. На первое место в списке причин ДТП он поставил невнимательность водителей, подчеркнув, что область в лидерах по насыщенности автомобилями.
Здесь тоже есть нюансы. Отличия нашей области от Карелии и Пскова прежде всего в том, что Калининград по-прежнему привлекателен для миграции. Многие переселяются вместе со своими автомобилями. На калининградских дорогах всё чаще можно встретить номера из разных мест необъятной.
Как ни крути, а в каждом регионе свои водительские привычки. В Калининграде, например, раньше было принято пропускать пешеходов на зебрах. Это всегда отмечали все, кто приезжал в город.
Считалось предосудительным не включать поворотники или включать аварийку без реальной поломки. А сейчас многие так делают, если приспичило встать посреди дороги или под знаком, запрещающим остановку.
Езда без поворотников или злоупотребление аварийкой — это как раз фишка некоторых регионов России, где такое поведение считается показателем крутизны. Теперь эта мода докатилась и до Калининграда.
Многие местные водители признают, насколько низкой стала культура вождения. В порядке вещей стало подрезать, не пропустить, притереть, не соблюдать дистанцию.
Быдло-нравы на дорогах не поможет искоренить ни один гаишник. Раньше ситуацию спасали регулярные выезды калининградцев за границу, где такое поведение не допускается и жёстко наказывается. Привыкнув ездить по правилам там, водители волей-неволей продолжали вести себя вежливо здесь.
Теперь, когда Европа для выездов недоступна вот уже пять лет, европейские привычки постепенно сходят на нет. Даже те водители с двойным гражданством, которые приезжают в Калининград на машинах с иностранными номерами, тоже быстро осваиваются и начинают соответствовать быдло-стилю. Видимо, по теории солёного огурца.
Лотерея ценой в здоровье и жизнь
Ещё одна важная проблема, связанная с безопасностью пешеходов — когда они пользуются трамваем. Об этом не принято говорить, но пассажиры этого вида транспорта входят в основную группу риска ни с того ни с сего попасть под колёса автомобилей.
На многих улицах Калининграда трамвайные пути проходят посередине. Пассажирам, чтобы зайти в вагон или выйти, нужно преодолеть проезжую часть — это две, а то и три полосы. У нас посадка и высадка — это всегда лотерея. Повезёт — не повезёт. Окажутся водители адекватными и пропустят пассажиров или не окажутся.
Один из недавних резонансных случаев — первокурсницу колледжа сбили при выходе из трамвая. По злой иронии судьбы случилось это напротив здания областной Госавтоинспекции.
В этом вопросе тоже есть множество нюансов. Нередко ДТП провоцируют сами пассажиры. Трамвай ещё не успевает подъехать к остановке, как многие сразу же спешат к вагону наперерез потоку машин. Здесь любой водитель, даже самый адекватный, опешит, когда под колёса его авто бросается толпа людей.
Второй важный фактор — трамвайные остановки никак не обозначены. Раньше на проводах болталась жестяная табличка размером с почтовый конверт, которую с земли не разглядишь, тем более в сумерках.
Сейчас стали рисовать разметку — жёлтые зигзаги, обозначающие пространство для посадки-высадки пассажиров. Но эти линии, если их не обновлять регулярно, выгорают и становятся практически незаметными. Ну, и самое главное — из машины их практически не видно, если только не сидишь высоко.
Не так давно придумали ещё один способ обозначить остановку: сзади на трамваях поместили светодиодный экран. Когда вагон останавливается, там загорается знак «Стоп» или появляется красный идущий человечек. Чтобы водители тормозили и пропускали пассажиров.
Неизвестно, какой умник это придумал, но ясно, что он сам не ездит за рулём в Калининграде. Потому что, когда автомобиль поравнялся с трамваем, этого знака не видно.
Знак «Стоп» заметен, если авто достаточно далеко от трамвая. Но в этом случае водитель и без этого замечает, что вагон остановился и люди начали движение.
Для чего было городить огород с этими знаками и выставлять их в качестве меры для повышения безопасности движения, непонятно. На ум приходит только одна причина — освоить средства.
Безопасность пассажиров калининградского трамвая, и чиновники сами это признают, может быть обеспечена только одним способом. Для этого посредине улиц нужно построить специальные островки, куда будут выходить люди.
Эти участки должны быть огорожены мощными заборами — не из жести, как сейчас принято делать, а из стальных труб, чтобы намертво. А переходить проезжую часть пассажиры должны по пешеходному переходу, желательно приподнятому. Вот тогда никто, даже самый невнимательный водитель, не сможет не заметить посадку и высадку из трамвая.
Но говоря о таких конструкциях, чиновники сокрушаются, что построить их невозможно из-за отсутствия средств. И что характерно, со времени этих сожалений прошло уже лет шесть, но никаких подвижек, чтобы хоть как-то сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, нет.
Всё уже придумано до нас
Вообще, решать проблему безопасности городских дорог нужно не пропагандой соблюдения ПДД и не развешиванием знаков ограничения скорости в 40 км в час, как это делается сейчас. Безусловно, нужны и разъяснения, и чиновники понимают, что главная причина бед — слишком высокая скорость. Но вот методы не работают.
Мало поставить на прямом и ровном участке дороги знак и повесить камеры. Как это спасёт от лихача, который плевал на ограничения и штрафы не платит?
Тогда чиновники идут дальше и кладут перед пешеходными переходами шумовые полосы или даже лежачие полицейские, чтобы заставить снизить скорость. Но во-первых, эти сооружения быстро приходят в негодность и портят автомобили. А во-вторых, глупо сначала делать ровную дорогу, а затем специально портить её. Тогда уж лучше не чинить совсем, ведь на лунной поверхности особо не разгонишься.
На самом деле, изобретать велосипед не нужно. В Европе уже давно придумали, как гасить скорость потока — за счёт изгибов дороги, устройства островков безопасности. В Москве, кстати, тоже начали использовать этот опыт.
А вот на проспектах, которые призваны обеспечивать скорость, ограничивать её до 40 км в час не следует. Безопасность же пешеходов обеспечивается светофорами, надземными и подземными переходами.
Трамвайные остановки посредине улицы — тоже никакое не ноу-хау. В той же Праге, где в центре города не менее узкие дороги, чем в Калининграде, это давно прекрасно работает. И пробок от сужения проезжей части нет, как боятся противники инженерных методов управления транспортным потоком.
В Кёнигсберге, кстати, тоже были такие остановки. Их остатки можно видеть на пересечении проспекта Мира и Леонова и на Житомирской, где раньше ходил трамвай.
В общем, любая проблема имеет решение. Если только захотеть её решить.
Калининградская область является лидером антирейтинга по безопасности на дорогах в СЗФО.