К восьмилетию компании, которая работает в сфере энергооборудования, её основатели Иван Баранов, Алексей Бирюков, Дмитрий Тымма, Кирилл Бирюков рассказали об эволюции бизнеса в интервью журналу «Королевские ворота».
Среди ключевых объектов, оснащённых оборудованием «ПРО_электро» — парк «Южный», остров Канта, жилищные комплексы, объекты электросетевой инфраструктуры. Почти 60 процентов парковых зон региона укомплектованы оборудованием — опорами, светильниками, кабеленесущими системами от «ПРО_электро». Однако, чтобы получить признание в Калининградской области и статус на российском рынке, компания проделала долгий путь.
Синергия — ключ к успеху
За восемь лет команда «ПРО_электро» создала успешную торговую компанию, собственное производство и учредила единственную в России премию для проектировщиков. Помогли синергия компетенций, готовность к риску и умение превращать вызовы в возможности. Решение уйти с предыдущего места работы стало отправной точкой.
«Мы осознали, что хотим работать иначе. Накопленный опыт позволил учесть ошибки прошлого и создать бизнес с принципиально новым подходом. Рынок насыщенный, конкурентный, но команда увидела потенциал в свободной нише клиентоориентированного сервиса», — вспоминает учредитель «ПРО_электро» Дмитрий Тымма.
«Многие сомневались, стоит ли спорить с крупными игроками. Но уверенность в своих силах перевесила», — добавляет сооснователь Алексей Бирюков.
Каждый из четырех партнеров работал над своим сегментом, начиная от технических решений и заканчивая финансовым управлением. Все вместе дало синергетический эффект.
«Каждый из нас был силён в своей области. Мы были командой, где 1 + 1 превращалось в 40 или 400», — отмечает Дмитрий.
Знания в основе бизнеса
Разнообразие профессиональных компетенций стало основой для развития. Дмитрий Тымма имеет техническое и финансовое образование. Кирилл Бирюков дополнил экономическое образование знаниями в госуправлении. У Алексея Бирюкова и Ивана Баранова — технические специальности. И команда продолжает учиться: все учредители проходят обучение у бизнес-коучей Александра Фридмана и Максима Батырева и постоянно наращивают управленческие компетенции. Дмитрий и Кирилл получают третье высшее в строительной отрасли.
«С самого начала мы осознали, что непрерывное обучение — основа развития. Уже в первый год работы начали активно участвовать в профильных курсах и тренингах. По мере роста бизнеса возникали новые вызовы — от финансового планирования до управления и маркетинга. Это требовало постоянного совершенствования навыков, поиска решений для повышения квалификации. Образование нельзя завершить — это бесконечный путь. Нет такого этапа, когда можно сказать: "Всё изучено, дальше двигаться некуда". Мы убеждены, что развитие компетенций не имеет финишной черты», — говорит Алексей Бирюков.
От электриков до лидеров рынка
На старте каждый выполнял множество ролей. Клиенты поначалу не доверяли молодой компании, но это не останавливало предпринимателей.
«Мы были менеджерами, грузчиками, бухгалтерами. Первым масштабным проектом стала поставка дизель-генератора мощностью 300 кВА в контейнерном исполнении. Основная сложность заключалась в сжатых сроках: монтаж и пусконаладочные работы необходимо было провести исключительно в ночное время. Алексей с Кириллом вручную устанавливали оборудование, корректировали параметры и запускали систему. Этот проект стал для нас проверкой на прочность и принёс первый серьёзный доход, который мы реинвестировали в развитие», — рассказал Дмитрий.
«Страх перед рисками преодолевали через качество и личный пример. Если нужно разгрузить тонны кабеля зимой — делали это сами, без спецтехники», — отмечает Алексей.
Через год появились первые наёмные сотрудники, а через два — начался переход к системному управлению. Сначала коллектив формировался из специалистов, чей профессиональный уровень и деловая репутация были проверены совместной работой в смежных областях. Яркий тому пример — карьерная траектория руководителя отдела продаж, начинавшего путь с менеджера.
«Нет невозможного — есть задачи, которые нужно решить»
Стартовый капитал включал личные сбережения и кредиты.
«Всё вложили в развитие. Многие задавались вопросом: как нам удалось динамичное развитие? Повторюсь, на старте каждый из нас брался за любые задачи. Мы вместе разгружали оборудование, сортировали товар и собирали пластиковые щиты вручную. Именно это сплотило нас и заложило основу подхода: "Нет невозможного — есть задачи, которые нужно решить"», — поясняет Дмитрий Тымма.
В условиях волатильности рынка команда фокусируется на требуемых изменениях.
«Дорогие заёмные средства сдерживают развитие, но кризис, как известно, даёт возможности. Мы занимаем ниши уходящих конкурентов», — говорит Алексей Бирюков.
«Есть такая теория, что бизнес, построенный на дружбе, долго не живёт. Наши отношения построены на бизнесе, и это не дружеские отношения, это намного больше. Каждый знает свою роль и ответственность», — объясняет Кирилл Бирюков.
Усиление позиций на рынке
Сегодня «ПРО_электро» развивает новое направление для участия в проектах комплексно. Конкуренты не стоят на месте, замыкая цепочку от проектирования до монтажа, и поэтому команда усиливает свои позиции в этом направлении.
Компания прошла путь от разовых поставок до участия в крупных инфраструктурных проектах. Сейчас она выходит на большой рынок России, открыв филиал, который принимает заказы из регионов. Триггером роста стали контракты на благоустройство, строительство многоквартирных жилых домов, туристических объектов и объектов энергетической инфраструктуры. Эти проекты укрепили репутацию компании и расширили клиентскую базу.
«ПРО_электро» сопровождает клиентов на всех этапах. Она тесно сотрудничает с тремя десятками российских производителей, обеспечивая обратную связь между инженерами, проектировщиками, монтажниками и эксплуатационными службами.
Хорошие сотрудники — залог хорошей компании
Команда компании уделяет большое внимание развитию персонала, начиная от адаптации новичков и заканчивая карьерным ростом.
«Мы учим персонал, понимая, что кто-то из них может уйти. Но лучше работать с профессионалами, чем с необученными кадрами. Эффект для бизнеса будет значительно больше затрат на обучение. Корпоративную культуру формируют сами сотрудники. Многое мы переняли у первого бизнес-наставника и постепенно выстроили систему ценностей. Мечтаем, чтобы в будущем в компании работали дети наших сотрудников. Кстати, дочь заведующего складом уже трудится в бухгалтерии», — добавляет Иван Баранов.
«В условиях кадрового дефицита бессмысленно переманивать сотрудников, искусственно завышая зарплаты. Важнее искать тех, кто готов развиваться. Вот, скажем, к нам на практику пришёл студент Калининградского государственного технического университета, вдохновился атмосферой и уже три года растёт профессионально. Ошибки считает не провалами, а вызовами. Это и есть наш идеал: человек, для которого учёба — непрерывный процесс», — дополняет Иван Баранов.
«Важно отметить, что главной опорой и источником вдохновения остаются наши семьи — жёны, дети. Они поддерживали нас на каждом этапе, разделяли трудности становления и продолжают вдохновлять на новые свершения. За каждым из нас надёжный тыл, которому мы искренне благодарны за веру и преданность», — подчёркивает Алексей Бирюков.
Световые решения для Калининграда
Проект «ПРО_электро» по освещению острова Иммануила Канта вошёл в топ-3 Всероссийского конкурса ландшафтных решений. Компания также участвует в ремонтной программе «Россети Янтарь», чем вносит свой вклад в энергобезопасность региона.
«Сегодня активно ведётся реконструкция на дорогах Калининградской области, где мы участвуем либо в проектировании, либо в поставках и монтаже оборудования. В Зеленоградске по проекту "Янтарное ожерелье" на нескольких центральных улицах установлены наши опоры», — отмечает Иван Баранов.
Премия «Янтарный циркуль» была учреждена компанией «ПРО_электро» три года назад и является единственным в России конкурсом для проектировщиков систем электроснабжения и освещения. В 2024 году впервые награду вручили за проектирование объекта за пределами Калининградской области — за реконструкцию знаменитого стадиона «Торпедо» в Москве.
Сегодня компания работает более чем с 30 заводами-производителями и помогает им с обратной связью от компаний, которые его эксплуатируют.
«До 2022 года 70 процентов поставок были европейскими, — вспоминает Иван Баранов. — Сегодня работаем с отечественными производителями. В результате оборот компании вырос втрое, а локализация стала драйвером развития», — заключает Иван Баранов.
«Наша цель — удерживать лидерство в Калининградской области и масштабироваться в России, — говорит Дмитрий Тымма. — Планируем открыть склады в Московской или Ленинградской областях, но сначала укрепим позиции здесь. Калининградская область остаётся нашим приоритетом, в том числе и потому, что местный рынок продолжает генерировать уникальные проекты».
Полный текст интервью читайте в журнале «Королевские ворота».
8 (4012) 30-73-70
Шоурум: ул. Туруханская, 3а