17:43

Потоп, очередной наезд на остановку и танцы НАТО на Балтике — события недели, которые обсуждали в Калининграде

  1. Калининград

Дестабилизация и эскалация

Блок НАТО объявил об усилении своего присутствия на Балтике, в частности, в Финском заливе. По мнению наблюдателей, таким образом альянс пытается помешать экспорту российской нефти на танкерах третьих стран. 

Есть ещё один повод — якобы нужно защищать инфраструктуру, которая расположена на дне Балтики. А то какие-то неизвестные рвут интернет-кабели.

Потоп, очередной наезд на остановку и танцы НАТО на Балтике — события недели, которые обсуждали в Калининграде   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Обострение ситуации в регионе Балтийского моря совершенно обоснованно вызвало опасения у калининградцев, а не повредит ли это морскому сообщению с основной территорией России? Эксперты, которых мы опросили, успокоили: калининградский транзит здесь не при чём. Но если вдруг что — Балтфлот не спит и всегда отреагирует на угрозы.

Главное, чтобы все, кто причастен к этому процессу с обеих сторон, сохраняли спокойствие, не нервничали. Чтобы не как в ситуации с переименованием музея Донелайтиса. 

Там слово за слово, томиком поэта по столу — и вот международный скандал, в ходе которого литовский президент договорился до того, что отказал России в правах на Калининград. А российские официальные лица назвали Науседу «дурилкой картонной».

По счастью, без жертв

Потоп, очередной наезд на остановку и танцы НАТО на Балтике — события недели, которые обсуждали в Калининграде   - Новости Калининграда | Фото: очевидец
Фото: очевидец

Первая полноценная неделя января ознаменовалась очередным резонансным ДТП. На Интернациональной молодой человек въехал в остановку общественного транспорта. 

Только по счастливой случайности обошлось без жертв. Правоохранителям теперь придётся разбираться в обстоятельствах происшествия, однако ясно одно — в регионе есть проблемы с безопасностью дорожного движения.

Есть интересная версия, почему в Калининградской области участились ДТП, в том числе со смертельным исходом. Раньше, когда калининградцы часто выезжали в сопредельные государства, они поневоле подстраивались под тамошние ПДД, которые во многих аспектах гораздо жёстче, чем в России.

В европейских городах предельная разрешённая скорость — 50 км в час. В российских населённых пунктах разрешено передвигаться со скоростью 60 км в час, если не предусмотрено иное, но есть так называемый ненаказуемый порог превышения — 19 км в час. То есть водители могут совершенно безнаказанно гонять по городам со скоростью 79 км в час. 

Привыкнув тихо ездить в Европе, калининградцы сохраняли этот стиль и у себя дома. Но вот уже пятый год, с момента начала эпидемии коронавируса, границы Польши и Литвы для российских туристов закрыты. Калининградцы отвыкают от европейского стиля езды. Вдобавок в регион приезжает всё больше переселенцев из других российских областей и стран, где совершенно иная манера поведения на дорогах.

В отдельно взятом регионе проблему с безопасностью дорожного движения решить трудно. Здесь нужны меры на федеральном уровне. Давно назрело снижение предельно допустимой скорости в городах до 50 км в час, а также отмена ненаказуемого порога превышения. 

Но и этого недостаточно. Нужно строить дороги таким образом, чтобы гасить скорость за счет сужения проезжей части, организации островков безопасности и других современных решений. А не только лишь с помощью дубовых «лежачих полицейских», которые убивают подвеску, но не спасают от лихачей.

Кругом вода

В Калининградской области уже стало негативной традицией, что каждую зиму масса посёлков и городских микрорайонов уходят под воду. В 2024 году, когда половина региона оказалась затопленной, это считалось форс-мажором. В январе 2025-го всё повторилось. А это значит, что проблема системная.

В большинстве случаев подтопление вызвано или отсутствием мелиорации, или сбоями в ней. Часто при строительстве игнорируют нормы и правила, засыпают пруды, озёра и русла рек. Но воду не обманешь, и она всегда найдёт себе дорогу. 

В этом же ряду — ситуация в микрорайоне Космодемьянского, где поперёк ручья протянули толстую канализационную трубу. Она собирает на себя мусор, образуются наносы грунта. Получается чуть ли не запруда на ровном месте, и всё, что выше по течению, оказывается в воде. 

А вот в случае с дорогой в микрорайон Прегольский проблема в нехватке средств. В 2024 году, когда жители на несколько дней оказались отрезанными от остального города, в мэрии Калининграда рассказали, что на капремонт дороги нужен миллиард рублей, которого нет.

Из-за воды водителям приходится ехать по краю дороги. Видео: жители

Миллиард — это большие деньги, никто не спорит. И просто так вынуть их из кармана сложно. 

Однако за год так и не появилось никакой информации, озаботились ли городские власти этой проблемой. Есть ли проект реконструкции? Есть ли просьбы о выделении средств в вышестоящие инстанции? 

Самое любопытное, что деньги-то в регионе найти можно. Буквально в самом начале года областные власти бодро отчитались, что в 2025 году на различные проекты благоустройства в муниципалитетах планируется потратить порядка одного миллиарда рублей. Это новые общественные пространства, скверы, велодорожки, качели и карусели.

Проекты благоустройства, безусловно, дело хорошее. Просто замечательное. Эти проекты очень радуют подрядчиков, которые осваивают средства. И чиновников, которые в этом помогают. 

А вот жителей, ради которых всё вроде бы всё и затевается, часто это радует не очень. Потому что очень часто всё делается криво и косо. В последнее время постоянно появляется информация о возбуждённых уголовных делах по факту неправильного расходования средств на благоустройство. Чиновники, которые закрывали глаза на брак, становятся фигурантами уголовных дел.  

Может, учитывая все эти факторы, как-нибудь проживём один год без новых велодорожек и качелей? А миллиард отдадим на дорогу в Прегольский?

Катастрофа российская и местная 

Калининградцы не остались в стороне от всероссийского происшествия, когда из-за разлива мазута в Чёрном море пострадали рыбы, птицы и дельфины. Волонтёр рассказала, что её подвигло поехать в Анапу и принять участие в спасении фауны.

В нашем городе тоже гибнут птицы и рыба. Причём в самом центре, например, на Верхнем озере. Каждый год контролирующие инстанции разводят руками и причитают в стиле героя скетчкома «Наша Russia»: «А кто это сделал?»

Оказалось, что это происходит из-за того, что калининградская канализация давно не справляется с нагрузкой. Сточные воды при аварийных сбросах поступают в водоёмы.

Так что дело вовсе не в том, что бедных уток накормили хлебом, как любят стращать чиновники. Просто нужно заниматься городским хозяйством и не строить новое жильё на старых коммуникациях. Тогда и утки будут целы, и рыба не станет плавать брюхом вверх.

Жительница района снимает загрязнённый водоём и мёртвых птиц. Видео: Светлана Иванова, очевидец