Намерение НАТО усилить военно-морское присутствие в регионе Балтийского моря для контроля выполнения международных санкций в отношении России вряд ли отразится на калининградском морском транзите. Такое мнение высказали эксперты, к которым «Клопс» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию.
«Такие действия расценят как эскалацию конфликта»
Директор Центра геополитических исследований Балтийского региона БФУ им. И. Канта Иван Гуменюк отметил, что сообщению области с основной территорией России по Балтике ничто не грозит.
«Усиление военного присутствия стран НАТО и объявленное руководством военного альянса право принимать меры против любых судов, которые подозреваются в обходе санкций и угрожают безопасности, инфраструктуре и окружающей среде, напрямую не должны повлиять на обеспечение морской связности российского эксклава с основной территорий страны, — подчеркнул эксперт. — Весь торговый флот, задействованный в настоящий момент в каботажных перевозках, осуществляет их по всем международным требованиям, в том числе имеет все необходимые страховые свидетельства. Данные заявления в первую очередь касаются так называемого «теневого флота», обеспечивающего внешнеторговые операции. Каботажное судоходство защищено международными морскими договорами. Кроме того, необходимо понимать, что НАТО является всего лишь международной организацией, которая в отличие от государств не обладает никакими правами в отношении морских пространств и фактически не является субъектом международного морского права».
По словам Ивана Гуменюка, в целом наращивание военного присутствия НАТО в акватории Балтийского моря усиливает угрозы военной и геополитической эскалации.
«Никто не даст гарантии, что какое-либо судно, осуществляющее каботажные перевозки между портами Калининградской области основной территорий страны, не будет остановлено под «экологическим» предлогом или опасением, что судно может навредить надводной или подводной инфраструктуре стран членов НАТО. Но такие действия со стороны стран НАТО будут расценены как эскалация конфликта и действия, нарушающие международное морское право, что может, в свою очередь, вынудить российскую строну обеспечивать каботажные перевозки в сопровождении военного конвоя силами кораблей Балтийского флота», — сказал директор Центра.
«У кого сила — тот и прав»
По мнению главного специалиста Института геополитических и региональных исследований БФУ им. И. Канта Юрия Зверева, для российского судоходства нет никаких угроз.
«Можно предположить, что эти намерения НАТО касаются контроля за судами третьих стран, в частности, танкеров. Суда танкерного «теневого флота» ходят не под российскими флагами, так что Россия формально их защищать военным флотом не может. А на суда под нашими флагами, думаю, никто не полезет», — отметил эксперт.
По его словам, апелляция к международному праву в нынешней ситуации вряд ли сработает: «Сейчас, к сожалению, действует принцип, у кого сила и кто готов её применить — тот и прав».
В пресс-службе Балтийского флота подчеркнули, что военные моряки готовы выполнить любой приказ Верховного главнокомандующего и руководства Минобороны России.
В НАТО заявили, что имеют право принимать меры против любых судов, которые подозреваются в обходе санкций или якобы угрожают безопасности и инфраструктуре в балтийском регионе.