Погибший в пожаре на Пролетарской профессор Вадим Пака приветствовал творчество в науке и сам был образцом учёного-подвижника. О своём коллеге «Клопс» рассказала заведующая лабораторией морской экологии Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН Елена Ежова.
Елена проработала с Вадимом Пакой около 30 лет. «Меня временно пригласили в институт для одного проекта, потому что я знала английский и биологию. Он сам подошёл ко мне. Понимаете, большой человек пришёл к маленькой девочке и говорит: «А вы не хотите развивать биологию?» Я говорю: «Конечно, хочу, но тут же нет биологов». И он создал все условия, чтобы родилась и встала на ноги морская биология. Сейчас в институте есть большая лаборатория благодаря ему», — вспоминает Елена Ежова.
Вадим Пака был физиком по образованию и создавал приборы для изучения океана. Как директор он старался, чтобы в институте развивались разные направления.
«Он был исключительным, человек-эпоха. В тяжёлые постсоветские времена он сохранил институт. Он был широко эрудированный, образованный, настоящий учёный, профессор и интеллигент.
У него никогда не было зависти к чужим открытиям, к чужим мыслям.
Знаете, не всегда люди так умеют поддерживать, потому что им, может быть, кажется, что это перерастёт их. А он брал этот росток и лелеял, создавал ему условия. Он приветствовал творчество, мысль и сам был отдан науке».
В последние годы Вадим Пака сильно болел, перенёс несколько операций, полгода ему пришлось лежать. По словам коллеги, несмотря на это, профессор продолжал проводить исследования, писать научные работы, участвовать в изобретениях и даже планировал экспедицию.
«Мы, коллеги, которые его любили, переживали, старались как могли его поддерживать душевно, физически. Но он ещё больше нас поддерживал и шпынял, как говорится, чтобы работали, не спали, двигались. До последнего дня на компьютере работал. И его с нами нет, а наверное, скоро выйдут какие-то работы.
Человек из поколения великих людей, сейчас уже таких нет».
У Вадима Паки был один из самых высоких показателей Хирша в Калининграде. Это мерило продуктивности работы учёного или научного коллектива.
«Я преклоняюсь перед Вадимом Тимофеевичем. Это великий человек и в человеческом смысле, и в научном», — добавила Елена Ежова.
Пожар в хрущёвке на Пролетарской начался 23 декабря около 19:20. Огонь охватил квартиру на четвёртом этаже, в которой жил пенсионер. Уже через несколько минут на месте были пожарные, они спасали людей. Пожилого человека пытались реанимировать медики, но тщетно.