Доктор экономических наук, профессор Олег Пономарёв смотрит на происходящее и анализирует прошлое с точки зрения глобальных процессов и одновременно ему удаётся сохранять популярную торговую сеть локальной, что мало кому удалось в России. В интервью «Королевским воротам» он рассказал, как его бизнес и страна побеждают в конкуренции.
SPAR – нидерландский бренд. Эта сеть существует по всему миру. Пришлось ли решать вопрос с оставлением/уходом бренда из России? Каким образом вы сохранили название торговой сети иностранного происхождения?
— SPAR – одна из старейших ныне существующих торговых франшиз. В 2022 году европейские коллеги в Амстердаме отмечали без нас 90-летие бренда, а мы без них в 2024 году — 10-летие сети в Калининградской области. Сила «Спара» в том, что в последние десятилетия он развивается как сеть независимых национальных торговых сетей: вы связаны с символьной группой лишь лицензионным договором, взамен получая теоретическую возможность обмена опытом.
После 2022 года с нами прекратили общение партнёры из Европейского Союза, но достаточно динамично стало развиваться взаимодействие с коллегами из стран БРИКС. В частности, мы проводили успешные сессии по обмену опытом с франчайзи SPAR из Китайской Народной Республики, Ирана, Грузии, ряда других стран, развиваем партнёрство со странами ЕАЭС.
Ситуация с российским SPAR дуалистична. С одной стороны, голландский офис находится под постоянным давлением со стороны проукраинского лобби, а с другой – нам дома приходится часто объяснять, что нет более патриотичной сети в России, чем SPAR -Луганск.
Лицензионный договор защищает не только лицензиара, но и нас как лицензиата и не может быть расторгнут в произвольном одностороннем порядке, тем более — по тем или иным политическим соображениям, поэтому инициативы отдельных «горячих голов» не могут быть реализованы. Нашими трудом и миллиардными инвестициями это уже наш SPAR. Да, калининградцы лишились (временно) некоторых товаров собственных марок SPAR из Европы, но они были замещены другими поставками, так что ассортимент товаров под собственной торговой маркой не только не уменьшился, даже был расширен.
К чему за 25 лет привела конкуренция на рынке ретейла Калининграда? Взгляд обычного покупателя видит расширение присутствия федеральной сети «Пятёрочка» и исчезновение калининградских брендов, включая вашего ещё недавно главного конкурента «Виктории».
— Мы ещё помним, как калининградские супермаркеты в начале двухтысячных являлись одной из достопримечательностей области. Свободная экономическая зона девяностых, массовый импорт товаров и технологий помогли калининградским предпринимателям не только в быстром открытии современных магазинов, но и в выходе на рынок остальной части страны.
Бренд «Виктория» не является калининградским с 2012 года, когда была завершена яркая сделка по покупке сети компанией «Дикси», и в настоящее время после перепродажи бизнеса сеть принадлежит компании «X5 retail». Впрочем, «от перемены мест…», ведь уже в 2014 году нам пришлось открываться в доминирующем окружении «федералов», конкурируя при этом с непатриотичным «Здравствуй, Lidl, здравствуй, Biedronka». Помните эту песню нашей группы «Паровоз»?
Исторически в Калининграде сложилась особая торговля. Начиная с чёрного рынка на «острове» и «Альбатросов». Доступность Европы предопределила взыскательность вкусов местного населения выше среднероссийских. В результате бурного развития торгового бизнеса в Калининградской области сформировался особый покупатель, ценящий низкие цены на товары и особый ассортимент. Уже 26 лет наша компания является зеркалом потребительского рынка Калининградской области. Мы открывали и универсамы, и дискаунтеры, и суперсторы. Сейчас, конечно, период очевидного роста потребления и время супермаркетов, но новых супермаркетов. Наступило время фиджитал. Время цифровой трансформации, и мы вместе с «Клубом друзей» являемся лидерами в цифровой лояльности. Конечно, «федералы» продолжают агрессивную экспансию, мы уступаем группе «Пятёрочка» + «Виктория» по выручке в Калининграде и области, а по числу магазинов вообще только четвёртые, потому что первые два места — за сетями алкомаркетов. Отмечу, что мы «динозавры», ведь в РФ осталось всего несколько регионов, где сохранились крупные региональные продовольственные сети. Ретейл — это бизнес очень больших компаний. И, говоря языком стратегического менеджмента, продукты — «кровавый океан».
Как вы оцениваете состояние экономики Калининграда в условиях санкций и транспортной изоляции?
— Ситуация остаётся сложной. Мы полуэксклав в полублокаде. В 2022 году было отмечено, что наш регион, с точки зрения логистики, уже не восток Европы, а запад Азии, что необходимо учитывать всем, кто хочет сюда инвестировать. У нас практически не осталось конкурентных геоэкономических преимуществ. Помните, как в начале СВО разные глашатаи апокалипсиса вроде Натальи Зубаревич пугали нас 20%-ным падением ВРП? Но наша главная сила оказалась в гибкости предпринимательского сообщества и профессионализме властей. Минимизировав потери от разрыва привычных связей с Западом, мы нашли и новых поставщиков и новые точки роста. Для нас Турция, Сербия, Египет и Узбекистан стали важными партнёрами. Опять же начали развиваться еврозамещающие отрасли, которые бы без санкций и антисанкций могли не взлететь. Те же туризм, сельскохозяйственное производство, проекты Росатома и Ростеха. Нынешняя сверхжёсткая денежно-кредитная политика ЦБ РФ, конечно, создаёт огромные дефолтные риски для тех, кто ранее много инвестировал под совершенно иные ставки. Как при официальной инфляции в 9% можно кредитоваться под 25%? Вопрос риторический. Для Калининграда как раз нужны особые условия кредитования ввиду особых экономических условий. Однако призываю всех помнить, что главные наши риски в том, что значительная часть грузов, газ и электроэнергия до сих пор идут через Литву. Угроза логистической дестабилизации остаётся, но рисков продовольственной безопасности мы не видим. Регион – самодостаточен.
Стоимость жизни в Калининграде и уровень цен на бытовом уровне выше среднероссийского. При том что со средними зарплатами мы рекорды не бьём. Что делать? Продолжать терпеть?
— Мы видим, что средние заработные платы в Калининградской области выросли на 17,7% (Росстат), что немного выше среднероссийских 16%. Во многом этот рекордный рост вызван кризисом на рынке труда. Существуют профессии, где «синие воротнички» и «новый средний класс» сегодня получают кратно больше, чем врачи высокой квалификации или учёные со степенью. Из хорошего: наши цифры чётко указывают, что за этот же период продукты подорожали всего на 11,6%. Продукты стали доступнее! Но недавний рост ключевой ставки ЦБ до исторического максимума в 21% ставит крест на дальнейшем росте производства, а значит, предложение будет неизбежно сокращаться. Среднегодовой рост тарифов монополий в 19% и проинфляционные риски ключевой ставки предопределяют средний рост промышленной инфляции. Таким образом Правительство РФ само таргетирует агрофляцию на 2025 год на аналогичном уровне. Альтернатива – прямое субсидирование всех звеньев агропромышленного комплекса или пустые полки. Законы экономики дирижирование не отменит. Новые овощехранилища и распределительные центры сами себя не построят, а мы с марта традиционно живём на импорте овощей и фруктов. Курс рубля в этом году отстаёт от инфляции, но этот спред не может быть долгим. Деградация предложения в условиях высокой инфляции издержек весной определённо вызовет новый рост цен производителей. К сожалению, бюджетная сфера повышает заработные платы ниже уровня даже официальной инфляции, в среднем на 6% в год, что явно недостаточно для сохранения покупательной способности бюджетников. Надеюсь, что минфин предусмотрит на 2025 год более высокий уровень индексации зарплат. Иначе начнётся массовый переток госслужащих в коммерческие структуры.
Как вы относитесь к идее регионального коэффициента по аналогии с северными надбавками, например. Насколько эта идея реалистична?
— Вопрос регионального коэффициента, как показывает практика других регионов, актуален не для бизнеса, где зарплаты устанавливаются рынком, а для государственных органов, живущих по типовым штатным расписаниям и для Пенсионного фонда, чтобы учитывать региональные особенности. Особенно это важно при ротации федеральных государственных служащих.
Исключение России из мировых технологических и логистических цепочек, что в полной мере относится и к Калининграду, приведут к:
а) рывку в развитии собственных технологий;
б) упадку без денег от продажи углеводородов?
— Россию ограничивают в трансъевропейских логистических цепочках, и да, так получилось, что Калининград столкнулся с этим исключением раньше и сильнее, чем другие регионы. Я горжусь той собранностью, с которой калининградские коммерсанты и производители находят новые, дружественные рынки, новых партнёров и новых поставщиков. Мы испытываем проблемы с валютными платежами, логистикой, но, к счастью, видим, что федеральное и региональное правительство с 2022 года активно содействует бизнесу. СВО стало триггером системных изменений. Растёт не только ВПК, но и внутреннее потребление. Большой бюджетный импульс создаёт «эффект просачивающегося богатства». Образно говоря, прилив поднимает все лодки. А доля нефтегазовых доходов воленс-ноленс в бюджете непрерывно снижается, и это хорошо, потому что одновременно растёт постиндустриальная экономика. У нас в этих секторах огромные перспективы. Знаете ли вы, что по въездному туризму Россия проигрывает даже Португалии, а Франции уступает в пять раз?
В чём вы видите логику поворота экономики с Запада на Восток?
— Спустя годы мы ещё скажем спасибо «ограничено рациональным» европейцам, попутавшим времена и берега. Экономическая à la guerre comme à la guerre (на войне, как на войне. – Фр.) – потери с двух сторон. Вот только у нас сохраняется газ для потомков, и новые заводы активно строятся, а «Фольксваген» впервые готовится закрыть три своих производства. Благодаря санкциям Россия начала превращаться из сырьевого придатка Запада (раньше-то мы думали, что мы «энергетическая супердержава») в новую экономическую силу, а ЕС, напротив, придётся учиться жить по средствам. Мир меняется быстро и необратимо, что и показал триумф Президента Путина в Казани на BRICS. Семь миллиардов впервые манифестируют претензию на уровень жизни «золотого миллиарда» без подачек со стороны последнего. «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели». Смена мирового гегемона – это лишь вопрос времени. Бреттон-Вуд (международная система организации денежных отношений и торговых расчётов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года. – Ред.) сделал своё дело и может уходить. Дело не в «повороте», как это видят журналисты, а в новой многовекторной экономической политике. Мы не поменяли прекрасные немецкие машины на непонятные китайские, а внезапно открыли для себя новые рынки и возможности. Экономика должна быть повёрнута не на Запад, Восток или Юг, а прежде всего к России, вбирая то, что соответствует стратегическим национальным интересам.
Покупателю/клиенту всё равно, каким образом удовлетворять потребности? Китайский автомобиль вместо немецкого, российское вино вместо французского, подсолнечное масло вместо оливкового и так далее. Цена по-прежнему имеет значение?
—«Пусть расцветают все цветы». Товары, разные для разных покупателей, одинаково важны. Как ни странно, страновая дифференциация в некоторых категориях растёт, а где-то, как в вине, мы сознательно и по экономическим причинам (новые сборы и налоги на недружественное вино) переходим к патриотическому потреблению. Местами у нас прям отличное вино! Галицкий, Швец, Захарьин и правда хороши. Да, шоковая санкционная терапия взорвала рынок, поменяв, как спрос, так и предложение. Автаркия несёт с собой много возможностей для российского бизнеса, например, в параллельном импорте, но рынок не терпит ни пустоты, ни ошибок в ценообразовании. Совершенная конкуренция предполагает, что покупатель всегда найдёт лучший товар по лучшей цене. Впрочем, для нас хорошо, что россияне по брендозависимости входят в мировой топ-3. «Кока-Кола» официально ушла из России, но «The Coca-Cola» стоит на наших полках. Кто-то выбирает Кола Добрый или Черноголовку, а кто-то – original taste (оригинальный вкус. – Анг.). Мы же лишь старательная сервисная служба по снабжению калининградских семей продуктами FMCG (fast moving consumer goods — быстрое движение потребительских товаров. — Анг.)
В современных условиях появилось ли больше резонов у торговли создавать собственную продуктовую переработку? Насколько серьёзно этим занимается торговая сеть SPAR-Калининград?
— Мы давно не только продавцы. Современная сеть супермаркетов — это огромный логистический и производственный комплекс. Каждый день производим тысячи наименований и десятки тонн готовой продукции. Мы, например, только пиццы выпекаем 2 700 штук в день. Наша фабрика «Люблинские продукты» занимается промышленным производством полного цикла готовой продукции для сети в кондитерских, рыбных и мясных категориях. Но идти в вертикальную интеграцию «от поля до прилавка» и самостоятельно выращивать сельхозпродукцию, я считаю, ненужным распылением средств и вредной конкуренцией со своими надёжными партнёрами. Мы за кооперирование и win-win.
Какие социальные проекты есть сегодня у вашего бизнеса?
— Конечно, главным социальным проектом мы считаем количество наших рабочих мест (более четырёх тысяч сотрудников) и миллиарды рублей налогов, уплачиваемых в бюджеты всех уровней, а также ежедневное обеспечение продовольственной безопасности такого сложного региона, как Калининградская область. «Если это не подвиг, то что-то героическое в этом есть». Но мы участвуем и во множестве «локальных проектов», как самостоятельно, так и с государственными органами Калининградской области.
В частности, с августа 2024 года реализуем региональную программу низких цен, в рамках которой целый ряд продуктов продаётся с минимальной наценкой, значительно ниже рентабельности продаж, реализуем проекты по предоставлению скидок для пенсионеров, многодетных семей, других льготных категорий граждан, а также участвуем в программах трудоустройства инвалидов, организации стажировок и практик для студентов.
У нас много и прямых социальных проектов, но мы традиционно не раскрываем своих подшефных. Девиз SPAR Калининград — #лучшевместе.